Гороскоп. Гадания. Предсказания. Календарь. Праздники

Черный расизм в юар. Черный расизм поставил юар на грань гражданской войны. В теплые края

В Ставропольский край в начале июля прибыла семья белых фермеров из Южно-Африканской Республики, чтобы изучить потенциал региона и, возможно, переехать сюда окончательно. Закон о конфискации земель заставляет южноафриканских землевладельцев европейского происхождения покидать страну. О том, что происходит у них на родине и как они могут устроиться в России, - в материале РИА Новости.

В теплые края

Южноафриканцам по душе плодородные земли и теплый климат Ставрополья. Глава семейства Ян Слебус отметил, что фермеры присматриваются также к Ростовской области, Крыму, Краснодарскому краю. Мотивы у всех общие - притеснения со стороны чернокожего населения.

"Земли белых фермеров подвергаются ежедневным нападениям бандитов. Из различных регионов страны постоянно приходят сообщения об убийствах буров", - рассказал Ян Слебус на встрече с представителями местных властей.

Помощник уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Владимир Полубояренко отметил , что возможность переезда в течение ближайших месяцев рассматривают от 30 до 50 семей, а общее число заинтересованных - 15 тысяч человек. "Те, кто пока еще не собирается переезжать, готовы вкладывать капитал в экономику Ставропольского края", - пояснил он.

Если к России белые фермеры ЮАР пока только присматриваются, то в Австралию, Новую Зеландию, Канаду, США и Великобританию активно переезжают. Так, за последние пять лет республику покинули 82 тысячи белых южноафриканцев. Все они не уверены в своей безопасности - особенно после одобрения парламентом закона о принудительном отъеме земель буров.

Президент ЮАР Сирил Рамопоса уверял , что земельная реформа не представляет для них угрозы. Но ему поверили не все.

Споры о земле

Суть проблемы в том, что и белое, и черное население считает себя законными владельцами земли. При этом фермеры европейского происхождения полагают, что имеют на нее больше прав, - именно их предки, прибывшие более трехсот лет назад из Португалии, Голландии и Франции, занялись ее возделыванием. Потомки переселенцев - коренные жители ЮАР, африканеры. Особенно трепетно к земле относятся фермеры. Они называют себя бурами и считают, что, если бы не их европейские предки, тут до сих пор была бы целина.

"Сказать бурам, что ЮАР не их родина, - сильное оскорбление. Они слишком долго и кропотливо обучались фермерству на землях, практически непригодных для этого. Чтобы белый фермер куда-либо переехал? Для этого должны возникнуть особые обстоятельства", - рассказывает РИА Новости Анна, жена одного из местных фермеров.

Белое население в Африке всегда существовало обособленно. А в 1948 году находящаяся у власти Национальная партия ЮАР объявила политику апартеида. Право собственности на землю было только у фермеров европейского происхождения. В 1994 году это отменили, а вскоре началось перераспределение земель. Африканерам полагалась компенсация. С тех пор белые фермеры передали чернокожим десять процентов земли, но планировалось в три раза больше.

Национализм наоборот

Такая медлительность вызвала недовольство чернокожего населения. В 2008-м парламент предложил кардинально изменить подход к делу. Однако дебаты вокруг разработки и принятия закона велись не очень активно, поскольку власти понимали: отъем земли спровоцирует массовый отъезд белого населения, что негативно скажется на экономике. Подобное уже произошло в Зимбабве, и повторять чужие ошибки не хотелось.

Документ об экспроприации земли парламент одобрил только в мае 2016-го. Оговаривалось, что участки белых фермеров конфискуются в пользу государства, но бывшие собственники получат компенсацию. После прихода к власти в феврале этого года президента Сирила Рамафосы риторика ужесточилась. Парламент решил отменить компенсацию, что вызвало возмущение буров.

"Национальная неприязнь между африканерами и чернокожим населением ЮАР сохранялась и после апартеида. Но сегодня дискриминируемое меньшинство - это белые", - говорит РИА Новости сотрудник одной из африканских гуманитарных организаций Юджин Н.

С дискриминацией по расовому признаку сталкиваются не столько буры, сколько белое население крупных городов. "Белым часто отказывают в работе только потому, что они белые. На государственные должности африканерам не попасть. Вот они и покидают страну. Причем, помимо традиционных Австралии и Новой Зеландии, растет интерес к переезду в Россию, Грузию и другие страны с теплым климатом", - отмечает Юджин Н.

Ситуацию усугубляет высокий уровень преступности именно в отношении белого населения. Так, по данным южноафриканской организации по защите прав фермеров AgriSA, за последние два года убили 47 белых фермеров. "Власти ЮАР говорят о снижении преступности. И в этом есть доля истины. Ведь в нулевые в стране ежегодно убивали до ста белых", - поясняет РИА Новости сотрудница одной из международных организаций в ЮАР, попросив указать только ее имя - Мишель.

Политики ищут выгоду

Нежелание называть полные имена и должности собеседники РИА Новости в ЮАР объясняют опасениями за личную безопасность. Все они сходятся во мнении, что закон об отъеме земель вряд ли примут в ближайшее время. "Споры вокруг этого закона выгодны всем. Партии, представляющие интересы чернокожих, стремятся привлечь новых сторонников. Партии белого меньшинства тоже умело выторговывают себе уступки", - подчеркивает Юджин Н.

"Ситуация в ЮАР хорошо описана в романе южноафриканского писателя Джона Кутзее "Бесчестье". Кажется, что белое и черное население живет, общается, ненавидит друг друга в каком-то потерянном времени. Но, увы, это происходит сегодня", - резюмирует Мишель. И цитирует одного из героев книги Кутзее: "Люди не делятся на главных и второстепенных. Как важно это сегодня понять ЮАР!"

Бремя белых. Необыкновенный расизм Буровский Андрей Михайлович

Либерия и ЮАР - еще различия

Либерия и ЮАР - еще различия

Существуют и еще две огромные разницы между Либерией и государствами буров-африканеров до 1980-х годов.

Первое различие: в государствах буров существовала реальная демократия. «Только для белых»? Да. Но для белых демократия существовала совершенно реально.

В Либерии демократическая по структуре система правления фактически выродилась в диктатуру не лучше гаитянской. В 1877 году всю полноту власти захватила Партия истинных вигов (существовала с 1868 года). Эта Партия воспроизвела идеологию американской Партии вигов, которая существовала с 1832 по 1856 год. Одним из лидеров этой партии был и Авраам Линкольн.

Но идеология идеологией, а даже Линкольн никогда не монополизировал власть… Вот Партия истинных вигов власть монополизировала! Она сохраняла все привилегии американо-либерийцев, а к конкурентам среди самих американо-либерийцев применяла репрессии, вплоть до политических убийств.

Партия стояла у власти до 1980 года! Больше ста лет партийной монополии на власть - заметно больше, чем КПСС в Советском Союзе! Брежнев правил с 1965 по 1982 год - 17 лет. А Уильям Табмен правил с 1944 по 1971 год - 27 лет - в Либерии, под американоподобным флагом с одной звездой.

Второе отличие: ЮАР - самая развитая на Африканском континенте и единственная африканская страна, которую не относят к третьему миру. Годовой доход на душу населения превышает 10 тысяч долларов.

«Прогрессивная» международная общественность десятилетиями рыдала об ужасах жизни в «резервациях» для черных: в Бантустанах. «Борцы» хрен-те его знает за что несколько не договаривали «всего» одну важнейшую деталь: что из соседних стран в ЮАР всю ее историю шла активнейшая нелегальная эмиграция: из свободных и счастливых стран люди бежали в кошмарную ЮАР, где злобные расисты угнетали чудеснейших негриков.

После падения власти белых все изменилось - но притом к худшему. Белые кинулись спасаться. За двадцать лет, с 1985 по 2005 год, в США и Канаду, в Европу, Австралию и Новую Зеландию уехали почти миллион человек.

Бантустаны никуда не исчезли, в них стало еще хуже с электроэнергией и снабжением водой.

В ЮАР была смертная казнь, ее отменили в 1995 году. И нормальная жизнь практически парализована: исключительно высок уровень уличной преступности. 18 % населения больно СПИДом, причем существует поверье: СПИД можно «передать», если изнасиловать здоровую женщину. В результате в стране почти нет женщин старше 12 лет, которых спидоносцы не насиловали бы по 3–4 раза.

Что касается нелегальной эмиграции… На 49 миллиона населения в современной ЮАР нелегальных иммигрантов - порядка 3–5 миллионов. Они отбирают у граждан страны рабочие места, соглашаясь работать за более низкую зарплату, а также совершают различные преступления. Жители страны очень агрессивно к ним настроены.

В мае 2008 года в крупнейших городах ЮАР, в Иоганнесбурге и в Дурбане местные негры с дубинками, камнями и холодным оружием нападали на приезжих. За неделю погромов в одном Иоганнесбурге погибло более 20 человек, нелегальные мигранты спасались от разъяренных «аборигенов» в мечетях, церквах, в полицейских участках. Но к церквам отношение у негров вовсе не такое, как у европейцев, - из них спасавшихся выволакивали, если хотели. Полиция же совершенно потеряла контроль над ситуацией. Полицейские сами просили президента ввести на улицы армейские части, что и было сделано 22 мая 2008 года. Впервые после отмены апартеида армия ЮАР была применена против граждан собственного государства.

В общем, имеет глубокий смысл сравнивать государства, построенные белыми и черными расистами. И выводы делать тоже полезно.

Из книги Глобальный человейник автора Зиновьев Александр Александрович

Социальные различия западоидов Западоиды неоднородны. Они разделяются на различные социальные категории по многим линиям (во многих измерениях). Суммарный результат этих линий – иерархия социальных слоев, которую заметили социологи и писатели уже в XX веке. Сейчас у нас

Из книги Американская империя автора Уткин Анатолий Иванович

4. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ РАЗЛИЧИЯ До сентября 2001 г. отчетливое различие в языке, культуре, традициях, истории, ментальном коде, моральных ценностях семи мировых цивилизаций было практически обстоятельством этнографии, предметом изучения культурологов, делом музейных

Из книги Беспокойное соседство: Русская Православная Церковь и путинское государство автора Верховский Александр Маркович

«Традиционные» и остальные. Пути реализации различия Обсуждение проектов концепций Понкина-Жбанкова и Трофимчука ввиду упорной оппозиции Правительства оказалось делом бесперспективным. Уже 21 ноября 2001 г. митр. Кирилл неожиданно выступил против ревизии Закона 1997 года.

Из книги 12 тем. Маркетинг 21 века автора Грант Дж

Гендерные различия Значение гендерных различий также снижается. Далее мы рассмотрим такие явления, как «новый мужчина», химбо и бизнес-леди. Кроме того, сегодня при помощи хирургической операции можно изменить пол. Однако для большинства людей главный вопрос

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Часть2. Правило 5. Создавайте осязаемые различия в переживаниях Суть правилаЭто правило касается чувственного маркетинга. Оно затрагивает новые средства массовой информации, но поскольку речь идет об осязаемости и доверии, относится прежде всего к основным продуктам,

Из книги Россия не Запад, или Что нас ждет автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

ГЛАВА VIII. Различия в психическом строе Деление человеческих племен Ретциуса. - Выводы из него. - Насильственность черта германо-романского типа. - Нетерпимость. - Папство. - Разделение церквей. Прозелитизм. - Торговля неграми. - Война за опиум; покровительство Турции.

Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора Буровский Андрей Михайлович

ГЛАВА X. Различия в ходе исторического воспитания Определение государства. - Отношение между народностью и государством. Племена несознательные. - Племена, умершие для политической жизни. - Одна народность - одно государство. - Различные формы государства. -

Из книги Книгочёт. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями автора Прилепин Захар

Россия и Запад: Фундаментальные мировоззренческие различия Источником главных цивилизационных различий является, как говорят, несхожесть центральных мировоззренческих матриц («образа истинности»). Эта несхожесть обозначается или описывается разными способами.Прежде

Из книги Как обустроиться в Европе. Практическое пособие для проживающих и отъезжающих автора Прийдак Анна

Россия и Запад: различия систем права В традиционном и современном обществах складываются очень различные, поразительно несхожие системы права. Традиционное право настолько кажется странным человеку Запада, что он совершенно искренне считает государство

Из книги Как избежать гражданской войны автора Болдырев Юрий Юрьевич

Из книги автора

Физиологические различия Было бы очень полезно сравнить энергетику людей разных рас и социальных слоев. В XVIII веке в Британии даже официальная медицина считала, что джентльмены и леди лучше умеют переносить боль, выносливее и активнее. Они могут выносить большие

Из книги автора

Глава 13 Различия расовых культур Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей. Мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и во всем прочем. Гераклит

Из книги автора

Горан Петрович Различия (СПб. : Амфора, 2010) В Сербии есть другие писатели, кроме Павича. Тоже хорошие.Погружаешься в эту книжку с чувством некоторой, прямо скажем, скуки. Проза Петровича слишком прямолинейная, плывет от точки до точки – без той аритмии, которая заставляет

Из книги автора

Принимайте во внимание межкультуральные и организационные различия Среди пациентов европейских врачей много иммигрантов, и, казалось бы, общение с иностранцами уже не должно представлять для них сложностей. Однако, возможно, из-за того, что большинство иммигрантов –

Из книги автора

Шокирующие различия в условиях жизни и подлинные нарушения прав Читатель, наверное, представляет себе, под какой процент у нас сейчас молодая семья может взять ипотечный кредит на покупку жилья - в совокупности со всеми накрутками примерно под 20 процентов годовых. В

Историю о том, как бывшая «житница черной Африки» – Южная Родезия, победив расизм и отобрав у белых земли, превратилась в Зимбаве – мирового чемпиона по инфляции, знают многие. Теперь путем изъятия земель у белых решили пойти и в ЮАР – члене БРИКС и партнере России. С учетом того, что радикализм вновь популярен и у белых, и у черных, эта история тоже закончится плохо.

Скандальный законопроект, позволяющий правительству провести экспроприацию земли у белых фермеров в пользу чернокожих, парламент ЮАР одобрил еще на прошлой неделе. Речь идет о «принудительном выкупе», и в Претории полагают, что это «самое важное решение со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью». Президент Джейкоб Зума и руководство правящего Африканского национального конгресса (АНК) специально оговариваются, что процесс «не должен привести к кровопролитию», как это случилось в соседней Зимбабве. Но вряд ли удастся: весь последний год, столкновения между белой и чернокожей молодежью уже стали ежедневным новостным фоном, а в правительстве и АНК не прекращаются внутренние распри.

Платить и каяться

«Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры»

Пора проговорить это четко и внятно: по всей стране идет террор против белого населения, особенно заметный, кстати, в сельской местности, поскольку в крупных городах белые отгородились от враждебного мира вокруг кварталами, обнесенными двухметровыми стенами с колючей проволокой. Один за другим идут судебные процессы против членов подпольных или полуподпольных организаций «белого сопротивления». И столь взрывоопасный закон, взламывающий всю социальную и экономическую структуру страны, может стать последней каплей, а дальше может случиться страшное.

Возможность экспроприации земель у белых предусмотрена новой конституцией страны, но прежде процедуры для этого не существовало. «Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу», – предупреждал Зума, выступая на празднике по случаю очередной годовщины АНК. Всего за месяц до этого президент счастливо избежал импичмента: Конституционный суд ЮАР обвинил Зуму в «непочтении к конституции», но парламент проголосовал против его отстранения от власти. В частности, Зуме ставили в вину расход баснословных бюджетных сумм на реконструкцию «крааля Нкадла» – его родовой деревни в провинции Квазулу-Наталь, которую президент превратил в личную фешенебельную резиденцию. Избавившись от угрозы импичмента, Зума приня лся зачищать потенциальных противников внутри АНК, отстранив от должности, например, премьер-министра той самой провинции Квазулу-Наталь Сензо Мчуну, который, видимо, слишком много знает (формально это отстранение было оформлено как решение ЦК АНК, но озвучивал его лично президент).

На этом фоне уже полгода в республике не стихают студенческие беспорядки. Особенно сильно ситуация накалилась в феврале, когда чернокожие студенты подожгли здание Северо-Западного университета в Мафикенге, требуя прекратить преподавание на языке африкаанс. В Мафикенге преподавание многоязычное, но английский все знают на троечку, потому преподавание предполагалось перевести на тсвана и зулу – да, на этих языках весьма проблематично преподавать, например, физику и английскую литературу, зато это сразу отсекало бы от образования белых студентов-буров. Заодно «восставшие за справедливость» уничтожили известную галерею произведений искусства и памятников «времен апартеида», расположенную в том же кампусе.

Подобное теперь в моде: то тут, то там чернокожие студенты портят и ломают памятники историческим личностям – основателям или бывшим кураторам университетов, начиная с огромной статуи Сесиля Родса в Университете Кейптауна. В Университете Стелленбоша несколько дней обливали красной краской статую Йаапа Марэ – многолетнего спонсора университета и знаменитого политика, начинавшего простым ополченцем во время англо-бурской войны, а под конец жизни потребовавшего от тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за зверства того времени. А пока чернокожие студентки лили краску, девушка из буров столь же методично эту краску отмывала. Закончилось все побоищем в кампусе, а белую девушку буквально затравили активисты «борьбы за гражданские права».

Дальше – больше. Из вузов начали изгонять профессоров, читавших лекции на африкаанс, хорошим тоном стали драки со студентами-бурами. Кульминация настала во время регбийного матча (доминирующий вид спорта в ЮАР) на поле Университета Свободного Оранжевого Государства в Блумфонтейне, когда драка между черными и белыми полностью вышла из-под контроля. Правительству пришлось временно закрыть три крупных университета от греха подальше.

В такой вот обстановке президент Зума и продавил через подконтрольный АНК парламент закон о конфискации «белой» земли. Строго говоря, это не совсем закон, а поправка к уже имеющемуся «Закону о реституции прав на землю», который был принят еще в 90-х и ограничивал подачу заявок 1998 годом. На 18 лет тема пропала, но принятая поправка продлевает срок до лета 2019 года. То есть некий формальный наследник земли должен прийти в суд и аргументированно доказать, что его предки владели некой землей, а потом пришли злые белые люди и землю присвоили. При этом заявитель может отказаться от права владения землей и удовлетвориться денежной компенсацией, которую ему будут обязаны выплатить белые фермеры.

До 1998 года было подано около 80 тысяч заявок, и подавляющее большинство просило именно деньги, а не землю. Сейчас ожидается примерно в пять раз больше, а самую большую бомбу под страну собирается подложить экстравагантный король зулу Гудвилл Звелитини. Его заявка включает не только историческую провинцию Квазулу-Наталь, но и выходит за ее пределы – в Восточный Кейп, Кару, Cвободную Оранжевую Республику и Мпумалангу (Нелспрейт). Король готов проявить великодушие и не выгонять фермеров с их земель – если, конечно, ему заплатят. «Там, где реституция невозможна, надо искать альтернативу в форме финансовых компенсаций», – сказал его адвокат Джером Нгвенья.

Великое перемалывание

Южная Африка – страна с тяжелым климатом и солеными почвами, для использования в сельском хозяйстве пригодно не более 15% земли. Но эти 15% использовались с умом. Африка склонна к эрозии почвы, и африканеры довели охрану почвы до совершенства, как и сами методы ведения хозяйства. В результате ЮАР не только полностью обеспечивает свои продовольственные потребности при быстро растущем за счет притока мигрантов населении, но и экспортирует 140 видов фруктов в Европу, Китай и Америку. Держится все это на традиционных семейных фермах буров, размеры которых порой действительно впечатляют – так уж сложилось исторически. Сама история их образования такова, что «земельная реституция» имени Зумы может окончательно подорвать основы и без того проблемного государства и развязать открытую гражданскую войну.

У людей за пределами ЮАР и Зимбабве, мягко говоря, искаженное представление об истории местных земельных, территориальных и межрасовых отношений. В том числе у россиян, дееспособная часть которых выросла на советских пропагандистских штампах про апартеид, расизм и национально-освободительное движение. Описание истории далекой и мало кому интересной страны сводилось к следующему: злые европейцы, исходя из корыстно-капиталистических соображений, высадились на южной оконечности Африки, силой оружия подчинили себе мирные чернокожие народы и отобрали землю, на которой мирные народы издревле жили и плодами которой пользовались.

Это не совсем так. Там, куда высадились первые переселенцы (это были в основном голландцы и французы-гугеноты, составившие впоследствии нацию африканеров, то есть нынешние Капские провинции и Кару), вообще никто не жил. Продвижение вглубь континента происходило одновременно с колонизацией Северной Америки, но в куда более трудных условиях саванны и полупустыни. Буры уходили организованно (это называлось «трек»), на знаменитых крытых повозках, запряженных волами, а главное – не совсем добровольно, ибо их выдавливали англичане, получившие контроль над южным берегом континента после наполеоновских войн. А в пустыне и буше жили готтентоты (они же хой-хой и бушмены) – кочевые племена капоидной расы, до сих пор не имеющие представления о частной собственности. И не было у них никакой земли, которую можно было бы цинично отобрать и присвоить.

Африканеры отличались исключительным протестантским трудолюбием и никакого другого занятия, кроме сельского хозяйства, не знали вплоть до Второй мировой войны. Они не были при этом пушистыми, но определенно были белыми – такими же, как англичане. Но английская экспансия вынуждала их перебираться все глубже в континент, а закончилось все это «Великим треком» – массовым исходом буров на своих треклятых тележках подальше от английского колониального правления, на плоскогорье Вельд, где они впервые и столкнулись с бантуязычным народом зулу, который двигался им навстречу. Зулу в тот период переживали что-то вроде этнического расцвета, который в истории принято называть очень точным словом «мфекане» – «перемалывание». Гонимые засухой, они двигались на запад и север от своего исторического ареала, уничтожая попадавшиеся им по дороге кланы, включая и родственные. Захватывая деревню, зулусы убивали всех мужчин и мальчиков, но многие знали об их приближении заранее и уходили. Получился «эффект домино»: территория современных Квазулу-Наталь, Гаутенга, Лимпопо, Зимбабве была захвачена безжалостными зулу. А выжившие или забились в непроходимые тогда горы (Лесото), или убежали на север и вконец одичали в незнакомом климате. До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах. И это – не зная огнестрельного оружия. Очевидцы (в основном христианские миссионеры) свидетельствовали о тысячах вымирающих от голода мелких кланах, бежавших от зулусов аж до Великих озер. Там, в джунглях и тропическом климате, бывшие жители буша и вельда массово гибли от простуды и малярии.

«До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах»

Зулу на земле никогда не работали, это считалось позорным занятием, достойным только рабов. Все мужчины зулу были обучены только войне, а само племя при вождях Чаке, Дингисвайо и Мзиликази представляло собой один большой военный лагерь. И вот на него налетают буры со своими повозками, буйволами, винтовками, бородами и Библией. Первое, что сделали зулусы, – убили и съели африканерских парламентеров. Началась череда пограничных стычек, по результатам которых образовалась более-менее понятная граница между империей зулу и двумя бурскими республиками – Трансваалем и Оранжевой Свободной Республикой.

Таким образом, никаких претензий вида «захвата земли у бедных негров» к бурам быть не может. Африканеры почти триста лет поколение за поколением распахивали почти непригодные для сельского хозяйства буш и вельд, сажали виноград и фрукты, а там, где была хоть какая-то вода, собирали стада буйволов и страусов. Потом их догоняли англичане, все накопленное приходилось бросать – и уходить в неизвестность. Конечно, расизма никто не отменял, тогда он был нормой жизни для всех европейцев, но для многих местных племен лучше было работать на ферме у бура, чем попасть под топор зулуса.

Этот короткий период мира закончился, когда англичане нашли алмазы. После этого их было не остановить. В 1879-м они вторглись в империю зулу и уничтожили ее за полгода. Власть королевы Виктории распространилась за всю Южную Африку, кроме бурских республик, но и они были покорены в ходе двух англо-бурских войн, в которых англичане продемонстрировали редкостную жестокость. Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры. Буры в ответ применили тактику партизанской войны, но силы были не равны.

«Мутата объяснил банкиру, что «наша земля – только для черных, она наша навсегда». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить»

Правда, в некоторых регионах англичане пытались договориться с племенными вождями зулусов на частной основе. Так, Сесиль Родс официально выкупил у Лобенгулы – вождя ндебеле (отколовшееся от зулусов племя, проживающее на территории современных Зимбабве и Замбии) – право на освоение его земли. Равноценность сделки можно оспаривать с высоких моральных позиций, но то, что она была законна для обеих договаривавшихся сторон, не подлежит сомнению. А в 1884 году вождь Динузулу, столкнувшись с заговором, призвал соседей, буров из Трансвааля, справиться с мятежниками, пообещав за эту помощь примерно 10 400 квадратных километров земли, то есть примерно треть всего Зулуленда. И после победы бурских наемников над «оппозицией», как ни странно, выполнил свое обещание, передав территорию Трансваалю. И возникает вопрос, как эту сделку собирается оспаривать в судебном порядке нынешний король.

«Один бур – одна пуля»

«Восстановление справедливости» в соседней ЮАР Зимбабве закончилось печально. Белые были практически изгнаны не только с земли, но и из страны. Кто не соглашался – того убивали. Президент Мугабе неофициально позволил захватывать фермерские земли не по праву бывшей собственности (такого права просто не было), а просто так – без какой-либо компенсации даже за скот и имущество. Приоритет отдавался ветеранам национально-освободительной борьбы, бывшим партизанам, которые считали земли наградой за службу, но обрабатывать их и управляться с буйволами не умели. На пастбище сотнями выпускали местных коз. Эти козы склонны есть все, что видят, с корнями, и через два сезона пастбища превращались в пустыню. Буйволы и коровы, которых завозили из ЮАР, вымерли.

Так начался голод. В конце концов глава Национального банка обратился к президенту Мугабе с просьбой разрешить белым фермерам вернуться, чтобы поправить положение. Отреагировал на эту просьбу, что характерно, не президент и даже не министры экономического блока, а глава службы безопасности Дидимус Мутата, который объяснил банкиру, что «наша земля – только для черных, она наша навсегда, и мы никому ее не отдадим». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить.

Югоафриканский проект «земельной реституции», конечно, не такой людоедский, как в Зимбабве. Но страну и так покинуло порядка миллиона белых, зато прибыли до 10 миллионов мигрантов, которые гораздо беднее местных вне зависимости от происхождения. «Апартеид наоборот» теперь обычное бытовое явление, несмотря на публично-показную мультикультурность. Изнасилования не попадают на полосы газет, став статистикой. Белые фермеры активно вооружаются.

На этом фоне возобновилась подпольная деятельность тайных обществ, в том числе Брудербонда . Конечно, существует небольшая прослойка либеральной интеллигенции, которая продолжает потакать африканскому национализму и реваншизму. Но один из ее недавних рупоров – англоязычный бур и нобелевский лауреат по литературе Джон Кутзее – вдруг написал пронзительную повесть «Бесчестие», в которой описана как раз история гибели семейной фермы со всеми подробностями – самозахватами, изнасилованиями, тягостным ощущением разрушения еще недавно процветающего мира. Во главе нового белого сопротивления ЮАР оказались лидеры именно молодежные, включая популярных рокеров, поющих на языке африкаанс (например, Бок ван Блерк и Стивен Хофмер). Место убитого лидера бурского сопротивления Юджина Тербланша тоже занимают молодые. Убит он был, кстати, у себя на ферме – наемными сезонными рабочими (разумеется, чернокожими), но в белой среде активно обсуждаются версии заказного убийства.

На первый взгляд может показаться, что Джейкоб Зума протащил столь взрывоопасный закон исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своей персоны – от коррупционных скандалов, попытки импичмента и экономического кризиса. Но это чисто европейская логика. Зума может решиться на подрыв одной из основ экономики своей страны и развязать гражданскую войну с непредсказуемым результатом ради неких «высших целей». Он вообще-то язычник и официальный многоженец. Духи предков вполне могут требовать землю назад, даже если она им никогда не принадлежала. И да, «Один бур – одна пуля». Этот лозунг был куда более популярен, чем принятый в Европе «Один человек – один голос».

Некоторое время назад мне довелось принять участие в дискуссии с евро-леваками, которые утверждали, что черного расизма не существует; по их мнению расистами бывают только белые. Увы, расизм и анти-мигрантские настроения не вызваны каким-то особым геном расизма, который есть почему-то только у белых, а у других народов отсутствует. Это и продемонстрировали недавние события.

Представители местного чернокожего населения ЮАР, принадлежащего к нескольким племенам (зулу, коса и другим) выдвигают против "понаехавших" из разных африканских стран представителей других племен весь набор привычных обвинений. Они утверждают, что мигранты отнимают у местных рабочие места, соглашаясь работать за меньшую плату, их торговые точки конкурируют с местными предприятиями и разоряют бизнес, и, наконец, говорят, что "мигранты продают наркотики и насилуют женщин - представительниц коренного населения". Как можно видеть, черный расизм абсолютно ничем не отличается от белого расизма и является его точной копией: Трамп и Ле Пен, вероятно, подпишутся под каждым словом... Так что, выдумки евро-американских леваков не имеют никакого отношения к реальности.

18 февраля на улицах городов ЮАР вспыхнули столкновения между представителями местного чернокожего населения и мигрантами из других африканских стран. Сначала представители коренного населения вышли протестовать против мигрантов, причем в руках у них были не только лозунги, но и холодное оружие. Затем полиция попыталась рассеять протестующих, а те стали нападать на магазины и дома мигрантов.

***

ЮАР представляет собой адский узел противоречий. Страна сказочно богата. Ее богатство (500-миллиардный ВВП) обеспечено прежде всего трудом работников горно-добывающей промышленности, на которую приходится 52 % экспорта; недра хранят огромные запасы угля, золота, меди, железа.

80% населения страны составляют чернокожие и у власти находится партия чернокожих - Африканский национальный конгресс (АНК), правящая партия аж с 1994 г. Впрочем, она находится в дружественных отношениях с управляемыми белыми частными корпорациями. Но лишь 15 % населения живут в наилучших условиях, тогда как около 50 % (главным образом, чёрные) живут в ужасающей нищете, которая может сравниться с положением жителей беднейших стран мира. Далеко не у всех есть электричество и водоснабжение, а плохие санитарные условия способствуют распространению различных заболеваний. Средняя продолжительность жизни - всего 49 лет. Четверть населения ЮАР не имеет работы, что сопоставимо с показателями Великой Депрессии в США.

В стране с населением 50 млн постоянно проживает по некоторым оценкам 5 млн мигрантов из других африканских стран. В условиях чудовищной безработицы между ними и местными обострилась конкуренция за рабочие места.

В 2012 г в ЮАР имели место совсем иные протесты. В ответ на полицейский расстрел забастовщиков, рабочие горнодобывающей промышленности призвали к общенациональной стачке. Трудовые коллективы шахт выбрали общенациональный стачком (фактически, рабочий совет) для координации нелегальной забастовки. В ней участвовали представители различных этнических групп и широко использовались нападения на штрейкбрехеров (на тех, кто соглашался работать вместо бастующих). Движение вышло из-под контроля легальных профсоюзов. Некоторые его участники открыто заговорили о том, что если экономические требования (увеличить зарплату на 50%) не будут выполнены, для изменения положения дел в стране потребуется революция и захват шахт. Это многонациональное движение, разумеется, совершенно недопустимое с точки зрения последовательных сторонников соблюдения законодательства, было раздавлено действующей властью. Впрочем, некоторые требования работников были удовлетворены.

Сегодня накопившийся из-за социальных проблем гнев выплеснулся на мигрантов, приняв не опасные для существующей системы формы.

Прекрасный комментарий на одном южноафриканском ресурсе. Исходным топикстартером послужил скандал вокруг провокационной картины художника Мюррея, на которой он изобразил президента Зуму с выписанными мужскими причиндалами . Как результат - в южноафриканском обществе вспыхнул дикий срач. А уж учитывая то, что художник – белый, а президент – кафр, понятно, что все в итоге скатилось к «расизму».
Но комментарий, оставленный белой южноафриканской женщиной, на самом деле хорош. Потому как [насколько мне известно] аналогичные проблемы есть в Израиле – попробуй упрекни какого-нибудь иммигранта в чем-нибудь, тут же в ответ прилетит обвинение в расизме. В России, опять же, имеют место быть похожие ситуации. Разгадка, понятно, одна, но выход из этой ситуации если и есть то пока что скрыт в тумане. Перевод , 2012.

Южноафриканский художник Бретт Мюррей вызвал изрядный скандал, выставив в местной картинной галерее портрет президента ЮАР под названием «Копье». Партия АНК устроила по этому поводу форменную истерику, ну а ключевой момент в этом деле – то, что картина расистская.
Неуважительная? Может быть.
Грубая? Да, вероятно.
Но расистская???
Вообще, словечко «расизм» в ЮАР превратилось в своеобразный бич, который АНК не колеблясь использует для того чтобы превратить массы в разъяренную толпу – в тех случаях, когда правящей партии что-то не нравится. И достало это уже невероятно.
В ЮАР слово «расист» давным-давно потеряло свое оригинальное значение и сейчас употребляется всегда, когда белый делает что-то, что не по нраву черному. В любом другом контексте вы его попросту не услышите. Если черный менеджер не нанимает белых на работу, то вы не можете назвать его расистом – что вы, он всего лишь заботится о том, чтобы черные получили работу согласно программе преимущественного предоставления бизнес-возможностей черному населению. Если университет отказывает в приеме белому, круглому отличнику по всем предметам, и вместо этого берет черного, с трудом сдавшего выпускные экзамены в школе – это тоже не расизм, никоим образом; университет просто исправляет ошибки прошлого. Но упаси вас Боже приять на работу или учебу белого – вас заклеймят «расистом» быстрее, чем вы успеете произнести «...вне зависимости от цвета кожи». Заклеймят ровно потому, что вы предпочли взять белого, а не черного – в демократической Южной Африке.
Если вы белый и рискнете обвинить ваших соотечественников в неблаговидных деяниях, типа коррупции, мошенничества, воровстве, кумовстве и т.д. – вы расист.
Сегодня я наорала на таксиста, который меня подрезал, едва не выпихнув на обочину – совершенно не стесняясь того факта, что у меня в машине был ребенок – ну значит я расист, потому что, похоже, только расистов волнует безопасность на дорогах.
Я нажаловалась управляющему банка на сотрудницу, которая занималась моим счётом – потому, что она оказалась настолько некомпетентной, что за целых два месяца ни разу не ответила на мои сообщения и электронную почту! Плевать, что мой счет могут закрыть по подозрению в отмывании денег. Я, судя по всему, расистка, поскольку только расисты ожидают от банка качественного сервиса и наивно полагают, что организация должна выполнять соответствовать обещаниям, которые она раздает публике.
На днях мой муж стал свидетелем сцены – у дверей торгового центра женщина швырнула пакет с остатками фаст-фуда на пол, в 10 сантиметрах от мусорной корзины. На замечание моего мужа она ответила – «вы расист!». Именно так – ведь только расисты хотят видеть наш город чистым и свободным от мусора.
Я однажды уволила женщину, на меня работавшую – потому что она рылась в моем серванте и присвоила кое-какие мои вещи, включая мой паспорт, странным образом обнаруженный мной в ее сумочке. Её реакция? «Вы расистка!» Да, я расистка! Потому что только расисты считают, что воровство – это уголовное преступление, совершаемое людьми без чести и совести.
Клянусь, что быть белым в моей стране порой нереально достает. АНК настолько промыл массам мозги на предмет этого словечка - «расист» – что оно полностью утратило смысл и теперь используется направо и налево вне зависимости от контекста. В большинстве случаев я на это не обращаю внимания. Но сегодня я пройти мимо этого не могу. Я в ярости, поскольку меня уже откровенно тошнит от этого.
Я ору на вас не потому что вы – черный. Я ору потому что вы – маньяк на дороге и реальная угроза обществу.
Я жалуюсь на вас менеджеру не потому что вы – черная. Я жалуюсь потому, что вы бестолковая дубина, которая не способна выполнять свою работу.
Я увольняю вас не потому что вы – черная. Я увольняю вас потому что вы – воровка.
Я вам делаю замечание не потому что вы – черная. Я делаю это потому, что вы – грязная чушка, которая ждет, что другие будут за ней убирать.
Примите это как факт и уступите место по-настоящему выдающимся черным, которые берут на себя всю ответственность и искренне хотят сделать жизнь лучше для ВСЕХ, кто живет в этой стране.
Если быть расистом в ЮАР означает отстаивать свои права, бороться за то, чтобы вещи называли своими именами и заставлять других отвечать за свои слова и поступки – тогда, да, я патентованный и законченный расист! Если быть расистом означает то, что я верю в свободу слова и выражений и что любая точка зрения важна, вне зависимости от цвета кожи, возраста или пола – тогда, да, я во всеуслышание объявляю, что я расист. Если быть расистом означает мое убеждение, что мы все должны жить по одним правилам и нести ответственность и никто – и в особенности президент – не стоит выше всех законов и освобождается от уголовного преследования при нарушении им закона – тогда дайте мне футболку с надписью «Я - расист», в которой я буду разгуливать по улицам. Если быть расистом означает, что я не буду стоять и смотреть, как несколько коррумпированных свиней из АНК изо всех сил грабят страну, плюя на бедных, бездомных и неграмотных – то я сделаю себе на спине татуировку «Я - расист».
Господин Зума и АНК – поменяйте свой лексикон. Вместо того чтобы во весь голос кричать, что картина Мюррея оскорбительна – может быть вам стоит задаться вопросом, а почему он ее вообще нарисовал? Вместо того чтобы тащить в суд карикатуриста каждый раз, когда он публикует солёную карикатуру на президента – может вам подумать, что в его карикатурах есть здравое зерно и ваша болезненная реакция на них суть не что иное, как признание очевидного факта правды?
Может быть, господин Зума, пришло время пристально посмотреть в зеркало? Если вы будете честны с собой, то увидите, что люди не испытывают к вам большого уважения – поскольку многие полагают, что свой путь к высшей должности вы прошли с помощью лжи и обмана. Согласно разным докладам вы имели дело с куда большим количеством коррумпированных негодяев чем даже сам лейтенант Горацио Кейн из сериала «Место преступления Майами», и безбожно путали свой карман с госказной. Даже дочь великого Оливера Тамбо невысокого о вас мнения – судя по тому, что она сказала о картине: «Он страстно желает вызывать в людях уважение. Все, что он вызывает в людях – нарисовано на этой картине».
Господин Зума, вы и ваш АНК – это банда «немогучек»!
Вы НЕ МОЖЕТЕ отпустить прошлое.
Вы НЕ МОЖЕТЕ перестать мстить и ненавидеть из-за того, что было когда-то в прошлом.
Вы НЕ МОЖЕТЕ прекратить коррупцию, которая захлестнула все сферы правительства.
Вы НЕ МОЖЕТЕ выстроить нормальную систему образования.
Вы НЕ МОЖЕТЕ избавиться от программы преимущественного предоставления бизнес-возможностей черному населению – которая прибрала к рукам весь бизнес.

Но... что я-то могу сказать?
Я всего лишь белая женщина, которая обращается к черному мужчине.
Значит я расистка.

Загрузка...