Гороскоп. Гадания. Предсказания. Календарь. Праздники

Игра в жизнь. Смысл игры Монополия. Время - ваш лучший союзник или злейший враг

С детства моей любимой настольной игрой была легендарная «Монополия», причём в самом классическом её варианте. На коробке всегда значилась маркировка «обучает предпринимательству», для меня это был лишь повод совместить приятное с полезным.

Прошли годы, я вырос и уже сам стал строить свою «монополию», но недавно я оказался в загородном доме, где взрослые женщины и мужчины, которые сами не понаслышке знают принципы бизнеса, с величайшим азартом кон за коном играли в детскую игру, отбросив покер и бильярд. Что же взрослые находят в настольной ? Какие стратегии приводят к победе не только в вымышленном мире, но и в реальной жизни? Я выделил пять основных бизнес-идей, которым учит нас игра «Монополия».

1. Время - ваш лучший союзник или злейший враг

Первое, что понимают новички «Монополии»: чем быстрее убегаешь вперёд, тем больше у тебя улиц и возможностей.

Это так, ведь все самые удачные приобретения обычно делаются за первые круги. Однако после первых кругов новички обычно сбавляют обороты и даже иногда предпочитают «отсидеться» в игровой тюрьме, чтобы только не попадать на улицы соперников. В итоге они «не проходят поле „Вперёд“ и не получают 200 тысяч» и рано или поздно отстают от конкурентов из-за своей медлительности. Так добившиеся определённого успеха люди начинают тормозить , заплывать жирком и перестают самосовершенствоваться.

Когда вы решите не планировать новое обучение или откажетесь от амбициозных целей, вспомните, что каждая решённая задача и любой новый опыт - это ваше поле «Вперёд» . Мощный ранний старт в жизни и карьере очень важен, но он не гарантирует успеха в будущем, если вы не сохраните запал на всю игру.

К сожалению, в жизни нет единой стартовой суммы для всех и каждый начинает со своим капиталом знаний и активов, но время - это тот актив, который справедлив ко всем. В конце концов, неважно, как тебе повезло на старте, гораздо важнее, что ты сделаешь на финишной прямой.

2. Читайте инструкции и законы

Правила «Монополии» достаточно просты, но и они занимают пять разворотов с двух сторон буклета мелким шрифтом. Правила бизнеса и законы в реальном мире занимают куда больше бумаги, но и в детской игре, и в жизни их соблюдение обязательно.

Более того, если вы знаете их и легко подмечаете тонкости, то удача будет на вашей стороне: вы избегаете штрафов, не совершаете лишних шагов, в конце концов, вы не попадаете в тюрьму. Например, только знатоки правил могут искусно подловить противников на торге.

Как и в жизни, можно попытаться ухитриться и нарушить закон, но приведёт ли такая стратегия к победе без потери уважения со стороны окружающих? Гораздо надёжнее знать и соблюдать законы, учитывая все лазейки и льготы, а их всегда больше, чем кажется.

3. Удача лишь часть успеха, причём не самая большая

«О, нет! Снова ты купил нужную мне улицу, вся игра построена лишь на везении!» - такое часто можно услышать за игровым столом, но и в жизни подобные заявления можно услышать на каждом шагу.

На самом деле случаев, когда не везёт настолько, что невозможно выиграть или хотя бы протянуть достаточно долго, просто не бывает. Всё зависит от возможности договариваться и правильно распоряжаться своим имуществом.

Везёт вам или нет, если ваши знания и навыки достаточно хороши, то вы проведёте достойную игру, а вот нытиков никто не любит. Удача существует, но, как говорилось в рекламе одного алкогольного бренда, удача - это отношение.

4. Договаривайтесь и побеждайте, молчите и потеряйте всё

У тебя две улицы жёлтого цвета, а у твоего соседа одна жёлтая, и такая же ситуация с оранжевыми? Это повод договориться! Вы удивитесь, но даже в такой простой игре выбор между «договариваться» и «отмолчаться» большинство людей сделают в пользу второго.

Просто так устроена психология людей, мы вообще не любим договариваться . А хороший оратор обменяет улицы так, что оставит всех с носом, но они это поймут только после того, как оратор победит. Однако помните, что идеальный переговорщик сделает так, что даже если все, кроме него, проиграли в итоге обмена, то никто не останется в обиде.

Стратегия win-win, которую используют переговорщики Гарвардской школы, давно стала эталоном бизнеса.

Даже если выиграть может только один, это не повод обманывать своих партнёров по игре.

К тому же ложь, лесть или другие приёмы ниже пояса во время игры становятся явными и наносят удар по репутации, который сложно смягчить даже после завершённой игры.

Если спор о методах переговоров можно продолжать вечно, то с таким фактом согласятся все: если вы будете молчать, то совершенно точно рано или поздно проиграете и потеряете всё.

Единственный выход, как и в жизни, - вести постоянный диалог, учиться вести переговоры и учитывать интересы обеих сторон.

5. Научитесь, наконец, считать!

Стоимость покупки улицы, стоимость покупки домов и отелей, арендная стоимость - всё это лишь часть цифр, которые нужно сравнивать, чтобы понять суть актива. Конечно, можно просто играть наугад и собирать все улицы, что только попадутся вам, но если ваши противники умеют считать , то никакая удача вам не поможет.

Кроме того, «Монополия» содержит в себе несколько ловушек престижа. Новички думают, что улицы тёмно-синей категории наиболее престижные, а значит, и самые желанные с самого начала игры. Однако они не учитывают высокий порог входа в бизнес, ведь стоимость самих улиц и постройки на них домов тоже самая высокая. Кроме того, улиц всего две, а значит, всё меньше шансов, что на них кто-то попадёт.

Многие игроки занимают добрую половину стола, чтобы разложить все приобретённые за время игры активы, но, как только у них появляется улица, они не знают, где взять деньги на домики, без которых вообще невозможно победить. А ведь деньги у них перед носом: заложи ненужную собственность и приобретай нужную. Так и в жизни: часто предприниматели жалуются на отсутствие стартового капитала, обладая значительным доходом с работы, но спуская его на роскошь вместо .

Даже в настольной игре, которую в целом могут освоить дети от восьми лет, существует множество финансовых показателей, которые нужно уметь правильно применять. Нужно ли говорить, что в жизни их ещё больше, но самое важное - уметь оперировать хотя бы простейшими. Нужно уметь отличать престиж от прибыльности и научиться правильно использовать свои активы . Это ещё более актуально, если дела у вас идут не очень.

В конце игры кто-то стал победителем, а кто-то проиграл, и тут уже «Монополия» бессильна. Пожалуй, самым горьким знанием с детства было поражение. Я сильно расстраивался, если проигрывал в соревновании, и всегда воспринимал это как неудачу. В университете я начал пробовать себя, открывая небольшие стартапы, но они все быстро проваливались.

На самом деле каждое поражение стало отличным уроком для меня, причём гораздо более ценным, чем победа. Так и в «Монополии»: каждая новая игра позволяет попробовать новую стратегию, в случае поражения вы точно знаете, что сделали не так.

Если вы проиграли и вам это не нравится - просто перетасуйте карты, верните улицы в банк и садитесь играть заново. Всё получится, ведь теперь вы знаете, как победить!

«Монополия» вошла в мою жизнь однажды вечером в студенческом общежитии. Кто-то принес в нашу комнату большой лист ватмана, на котором было нарисовано квадратное поле, раскрашенное акварельными красками. Разноцветные прямоугольнички носили загадочные названия лондонских улиц: Lechester, Park Lane, Oxford Square... Два кубика прилагались.

Правила были простые, а игра захватывала буквально с первого круга. Вообще-то это была разновидность игры в «гусёк», известной со старшей группы детского сада. Кто быстрее пройдет выбранный путь, на котором встречаются неожиданные сюрпризы, как приятные, так и неприятные? Но игрушечные деньги, игрушечные же домовладения и английские буквы вдохновляли и, я бы даже сказал, возбуждали.

Чем больше народу садилось за игру, тем быстрее проходила партия. Большая часть игроков вылетала в течение получаса. Оставшиеся двое-трое единоборствовали еще час. Тут уж показывала свое лицо Фортуна. Кому-то везло, он удачно «садился в тюрьму», застроив все свои «улицы» и неуклонно раздевая конкурентов. Кому-то фатально не везло. В общем, все было как в жизни.

Самое забавное, что игра заставляла каждого игрока показывать свой характер во всей красе. Были и крики радости, и бурные споры из-за какой-то мелочи. Правила-то были во многих отношениях «самодельные». Самодельность подталкивала к самодеятельности. Игроки начинали образовывать странные альянсы, возникали политические и даже амбициозные мотивы. Кто-то, у кого денег было так много, что уже не съесть, начинал ссужать кого-нибудь из игроков, требуя взамен тех или иных «нищаков», иногда даже из реальной жизни. Типа, «Завтра по комнате дежуришь ты». Но на реальные деньги, как в преферанс, в «Монополию» не играли. В общем, в советскую студенческую жизнь игра вписалась хорошо.

Историю этой игры я узнал уже позже. Она была придумана в США в 1934 году. Великая депрессия, всеобщий кризис. Чарльз Дэрроу (Charles B. Darrow) из Пенсильвании, как многие, потерял работу в компании, занимавшейся продажей и установкой отопительных приборов. У него появилось некоторое время, чтобы «остановиться, оглянуться» и... изобрести новую настольную игру. Изобретение не было оригинальным. Основой послужила игра «Землевладельцы», которую за 30 лет до этого придумала и запатентовала в Великобритании Элизабет Мэги. Свою игру Чарльз Дэрроу назвал «Монополия» и запатентовал 30 июля 1933 года, после чего решил продать ее компании «Паркер Бразерс» (« Parker Brothers»). Однако компания отказалась от покупки. Специалистам игра не показалась стоящей тех денег, которые за нее просил автор. Тогда Чарльз Дэрроу решил выпустить игру в продажу на свой страх и риск. Самодельных копий «Монополии» было продано 5 тысяч штук. После этого «Паркер Бразерс» заинтересовалась этой игрой. Засватанная девка всем нравится! Уже через год, в 1935 году, «Монополия» была самой продаваемой в США настольной игрой. А после Второй мировой войны она проникла и за железный занавес. Чему я и был очевидец. А может быть, даже и соучастник, поскольку несколько «Монополий» изготовил самостоятельно и подарил друзьям.

Во время перестройки игру «Монополия» стали продавать в СССР (еще в СССР!) под названием «Менеджер». Это была первая в стране экономическая игра. Сейчас в России она существует под различными названиями, в том числе и под оригинальным названием «Монополия»

У игры множество поклонников во всем мире. Во многих странах проводятся чемпионаты по «Монополии» с нешуточными призами. В игру могут играть даже дети младшего школьного возраста.

«Монополия» давно уже появилась и среди компьютерных игр. Но групповой драйв и общее веселье, возникающее при «живой» игре не сравнимо с «глухим» компьютерным вариантом.

Забавно, что «Монополия» довольно популярна в исламских странах. Посему на рынке компьютерных игр появилась исламская версия «Монополии» для детей. Цель игры – попадание в рай. То есть круг, по которому движутся игроки в «западном» варианте игры, оказывается разомкнутым. По пути в рай дети преодолевают различные трудности и подвергаются нравственным испытаниям, например, помогают попавшим в беду. Для совершения очередного хода, нужно выучить суру (главу) из Корана. Это немалое испытание, не кости кидать. Ведь в Коране есть очень длинные суры. Например, вторая сура состоит более чем из 6200 слов и содержит 286 стихов.

Самое смешное, что когда в 1970-е годы мы с друзьями в общежитии играли в буржуазную «Монополию», кому-то пришла в голову мысль сделать ее советский вариант. Лондонские улицы были заменены на улицы Москвы и Ленинграда, а вместо денег были придуманы продвижения по службе и правительственные награды. Далее сам собой появился внутренний, номенклатурный, круг с другими правилами продвижения и невозможностью вернуться на внешний круг «обычной» жизни. Даже тюрьма там была своя, номенклатурная.

Но вернемся от идеологических гибридов к обычной игре в «Монополию». Какая от нее польза игрокам?

1. Игроки получают заряд хорошего настроения и часа два веселого времяпровождения. Как сказал один из владельцев компании «Паркер Бразерс», Эдвард Паркер (Edward P. Parker), прелесть игры в «Монополию» заключается в возможности начисто разорить своего лучшего друга, но не причинить ему при этом реального вреда.

2. В ходе игры каждый участник игры должен договариваться с другими участниками. Очень неплохая возможность узнать друг друга, а не знакомым – познакомиться.

3. В ходе игры следует быстро соображать, что выгодно и как выгоднее «продать» свои «активы». Кто скажет, что это плохая тренировка ума, логического мышления и памяти?

4. Игра развивает стратегическое мышление и тренирует внимание.

5. Во время игры укрепляются способности к планированию и лидерству, вырабатывается настойчивость.

6. Игра учит самостоятельно принимать важные решения и отвечать за свои поступки.

Так что приглашаю всех к игровому столу с «Монополией»!

Игра «Монополия» была создана после Великой депрессии в США человеком без экономического образования с единственной целью — заработать денег после потери работы. Усовершенствовав уже существовавшую «Игру землевладельцев», в 1934 году он продал свою идею фирме Parker Brothers. Сегодня в «Монополию» уже играют полмиллиарда человек по всему миру. Многие экономисты спорят, можно ли интерпретировать игру как модель реального рынка или это примитивная симуляции гораздо более сложной системы. Но некоторые стратегии из «Монополии» можно успешно перенести в реальную жизнь, чтобы преуспеть.

1. Невежество не аргумент

Пользователь reddit опубликовал инструкцию «Как победить в Монополию и потерять всех друзей». Суть его советов сводилась к тому, что необходимо, прикрывшись официальным документом — «законом» игры, использовать лазейки в правилах, о которых большинство игроков не знает.

Например, если игрок попадает на улицу, он получает приоритетное право купить ее, но в случае, если у него нет средств, это право переходит к игроку, который предложит лучшую цену. Другая хитрость — выкупить максимальное количество домов, не превращая их в отели, чтобы в банке не осталось домов и другие игроки не смогли развивать свои монополии.

Принцип покупки улиц и домов не так хорошо применяется в реальной жизни. А вот незнание законов не освобождает от ответственности: внимательно изучив нормативно-правовые акты и законы рынка, его участник приобретает преимущество перед конкурентами.

2. Куда уходят ваши налоги

Бенджамин Пауэл, директор института свободного рынка Техасского университета, тоже анализировал «Монополию». На его взгляд, она не демонстрирует плюсы свободного рынка и капитализма, а скорее является моделью авторитарного рынка из-за принудительного налогообложения.

Обязательных «налогов» в игре очень много — игроки платят их, вытянув неудачную карточку «шанс» или попав на определенную клетку в игре. При этом взамен от «правительства» игрок не получает ничего, эти «налоги» уходят в никуда, в отличие от реальной жизни, где за подобные сборы государство — хотя бы в теории — должно подробно отчитываться и создавать за их счет «общественное благо».

В России, по словам Александра Аузана, декана экономического факультета МГУ, граждане платят не 13% налогов, как многим кажется, а порядка 48%. Он предлагает об этом задуматься, потому что, по его мнению, люди, поняв, сколько они платят государству, постепенно начинают требовать отчет о том, на что эти деньги ушли.

3. Монополия Центробанка

Деньги в «Монополии» могут быть даны игроку только Банком и только под залог недвижимости под ставку 10% (в России ключевая ставка — 11%). Как отмечает Бенджамин Пауэл, это служит хорошей иллюстрацией банковского сектора, контролируемого государством. При этом деньги у Банка в игре закончиться не могут, это строго оговорено правилами.

По мнению Пауэла, главная проблема экономики «Монополии» в том, что победителем в итоге становится не самый умный «предприниматель», а тот, у кого лучше остальных получилось «устроиться» в системе государственной монополии, а о свободном рынке написано только на обложке игры.

Это рассуждение напоминает обвинение в адрес президента России Владимира Путина, с которым выступил Адам Шубин, глава управления по контролю над иностранными активами министерства финансов США. «Мы наблюдали за тем, как Путин способствует обогащению своих друзей и оттесняет от кормушки того, кто таковыми не является. Пользуясь доступом к государственным активам — будь то энергетические ресурсы или какие-либо государственные подряды, — он отдавал лакомые куски тем, кто является его соратниками, и исключал тех, кто противоречит ему», — об этом Шубин говорил в фильме BBC «Тайные богатства Путина».

4.Активы и обязательства

Один из важных показателей надежности предприятия — это соотношение имеющихся у него средств с долгами. Чем хуже этот показатель, тем выше вероятность банкротства и тем выше зависимость предприятия от внешних источников.

Чемпион мира по «Монополии» Брайн Валентайн в интервью Reuters признал , что все в игре в основном зависит от удачи — все зависит от случайного броска кубика. По его мнению, лучший способ свести к минимуму влияние непредвиденных факторов — это держать достаточно средств в «финансовой подушке», рассчитать, сколько нужно иметь наличных денег, а сколько вложить, например, в недвижимость, чтобы не разориться при единственном неудачном броске.

Некоторые профессиональные игроки советуют держать всю игру наличными треть от той суммы, которую Банк каждому выдает в начале. Это позволит безболезненно справиться с большинством непредвиденных трат.

5. Чем выше риск, тем выше доходность

Другой совет от Валентайна состоит в том, чтобы не игнорировать в игре низкодоходные инвестиции, вокзалы или коммунальные услуги. «Их недостаточно, чтобы победить, но они дадут вам постоянный доход», — рассказывает чемпион мира.

Этот принцип из игры можно применить, например, при игре на рынке ценных бумаг. Многие аналитики советуют новичкам не браться за рискованные активы, а вкладывать деньги спокойно и без лишних рисков.

«Сосредоточьтесь не на получении прибыли, а на экономии. Экономия - это полезная привычка. Быстро разбогатеть очень сложно, так что лучше думать о том, как зарабатывать медленно и понемногу», — советует Уоррен Баффет, владелец компании Berkshire Hathaway, чье состояние оценивается в 60,8 миллиардов долларов.

Новая версия «Жизни» — это повод собраться думающей компанией, разложить игровое поле и решить, что для вас важнее — карьера или образование? В любом случае, придется приобретать жилье, заводить детей и зарабатывать деньги. Добиться успеха в данном случае — это выйти на пенсию с солидным счетом в банке. В общем, стать самым богатым.

Садитесь в автомобиль и поехали

В начале игры каждому игроку раздаются следующие ништяки: автомобиль, жетон, фишка и 200к денег. Теперь каждый выбирает свой путь: карьера или образование. На соответствующем пути, на клетку старт, ставится фишка в автомобиле. Теперь каждый по очереди крутит волчок и идет по полю на указанное количество шагов. Что вам выпало судьбой — то и делайте.

Риск или безопасность?

Главная прелесть этой игры в том, что здесь все как в жизни: частично успех зависит от удачи, но по большей части — от принимаемых вами решений. Практически каждая клетка с названием «стоп» ставит вас перед выбором: заводить семью или нет, идти в вечернюю школу или не стоит, срываться в рискованное путешествие или выбрать безопасный путь. Решайте и играйте дальше!

Получил зарплату — купил квартиру

На поле есть клетки «действие», «жилье», «карьера» и «образование». Попав на подобную, вы обязаны вытащить соответствующую карточку и выполнить требование. Например, наступив на клетку «жилья», тяните 2 карточки, выбирайте недвижимость, которая вам больше нравится и покупайте у банка. Домов можно покупать столько, сколько возможностей их приобрести, вам выпало (и хватило денег). В дальнейшем апартаменты можно продавать, иногда даже с выгодой для себя — цену определяет выпавшее на волчке значение.

Можно ли жить в кредит?

В этой игре можно, а иногда даже нужно (блин, реально, как в жизни). Каждый раз, когда вы занимаете у банка 50к, вы получаете кредитный сертификат. В дальнейшем вы должны вернуть его банку вместе с занятыми деньгами и процентами — за каждый уже по 60к. И сделать это лучше задолго до выхода на пенсию, иначе потеряете победные очки.

Жизней много, а игра одна!

В чем отличие новой версии? Игровая механика осталась практически прежней, а вот правила изменились. В старой версии игры в Жизнь было множество нюансов, которые теперь упразднили. Правда, увлекательность от этого не пострадала: ну, подумаешь, теперь немного по-другому подсчитываются капиталы. Ну, нет акций — зато ведь есть дети! И отсутствие страховых агентов — это тоже в чем-то плюс. Кроме того, вам больше не нужно платить другим игрокам за их профессионализм.

Кому стоит подарить эту игру?

  • Ребенку на день рождения. Во-первых, ребята сразу же и поиграют (от этого праздник станет только интереснее). Во-вторых, всем точно понравится и они захотят собраться еще раз (а общение со сверстниками необходимо любому человеку).
  • Всем, кто любит монополию. Эту игра на нее немного похожа. И ее тоже выпускает Hasbro. И вообще, пробовать новое — это всегда интересно.







В 1933 году, в разгар Великой депрессии, счастливчик Чарльз Дэрроу изобрёл популярную настольную игру «Монополия», которая за одну ночь превратила его из нищего человека в миллионера. Данная история является олицетворением американской мечты. Тем не менее, Дэрроу так никогда и не смог объяснить, как он придумал концепцию своей игры. Он называл собственное изобретение «причудливым» и «совершенно неожиданным».

В течение восьми десятилетий «Монополия» служит развлечением для сотен миллионов людей. Она сделала Чарльза Дэрроу невероятно богатым человеком. Мы до сих пор ассоциируем его имя с данной настольной игрой. Однако это несправедливо, поскольку «Монополию» на самом деле изобрела феминистка и активистка левого крыла Элизабет Мэги. Она хотела создать игру, которая смогла бы проиллюстрировать и донести до простых людей основные экономические понятия. Далее Вы узнаете, почему создание одной из самых популярных в мире настольных игр приписывают Чарльзу Дэрроу, несмотря на то, что к ней он не имел практически никакого отношения.

Элизабет, дочь издателя местной газеты и знаменитого аболициониста Джеймса Мэги, ещё с детства начала испытывать неприязнь к правящему классу. Ей часто говорили, что она была «вся в отца», и девушка расценивала это как комплимент. В юном возрасте она увлеклась чтением прогрессивных, антикапиталистических трудов, включая популярную книгу Генри Джорджа «Прогресс и бедность» (1879 год). Именно она подтолкнула Элизабет к созданию «Монополии».

Генри Джордж выступал за введение единого земельного налога, который должен был заменить все существующие; он считал, что это поможет перераспределить богатство, искоренить нищету и уничтожить монополии.

На рубеже ХХ века настольные игры стали набирать невероятную популярность. После значительного сокращения рабочего дня (до восьми часов) для представителей среднего класса, которые работали в основном на фабриках и заводах, дом превратился в центр проведения досуга. По этой причине в последующие десятилетия наблюдался бум в создании более сложных игр, нежели карты или кости. Зная, что настольная игра может привлечь внимание среднего класса и потенциально стать прекрасным способом распространения принципов Генри Джорджа, Элизабет Мэги приступила к разработке одновременно антимонопольной и монополистской игры, иллюстрирующей обе стороны проблемы. В 1897 году она выпустила монополистскую версию под названием «Землевладелец» и шесть лет спустя решила оформить на неё патент.

Это не была точная копия «Монополии», в которую мы привыкли играть сегодня, однако она имела поразительные сходства с ней. Участники игры «Землевладелец» также получали «деньги», которые они использовали для оплаты аренды, налогов и приобретения недвижимости. Передвигаясь по полю, игроки получали прибыль от своих владений и дополнительную сотню долларов, если не попадали на секцию «Матушка-Земля» (англ. «Mother Earth Space»). Другие секции заставляли их выплачивать определённую сумму денег. «Бесплатная стоянка» и «Тюрьма» располагались по углам игрового поля, как и в современной версии. Также существовали карточки «Шанс», которые были украшены цитатами Томаса Джефферсона и Эндрю Карнеги. После попадания на секцию «Отправиться в тюрьму» игрок должен был заплатить штраф в размере 50 долларов или выбросить дубль, чтобы «выйти на свободу». Игра заканчивалась, когда у всех игроков, кроме одного, заканчивались «деньги».

Элизабет гордилась не столько самой игрой, сколько её скрытым посланием. «Это практическая демонстрация современной системы захвата земель со всеми вытекающими последствиями, – написала она в одном журнале в 1902 году. – Её вполне можно было бы назвать “Игрой жизни”, поскольку она содержит элементы успеха и неудач, характерные для реального мира». «Землевладелец» Мэги также был задуман как завуалированное порицание деятельности таких промышленников, как Джон Рокфеллер.

Игра была выпущена в партнёрстве с нью-йоркской фирмой. Она не принесла Мэги особой прибыли (да и не это было целью её создания), однако стала весьма популярной среди либеральной интеллектуальной толпы. Её раннему распространению в немалой степени поспособствовали профессора Пенсильванского и Толедского университетов. Они демонстрировали игру своим студентам в качестве любопытного примера определённых финансовых концепций.

С течением времени правила игры Мэги менялись и совершенствовались. Также изменения претерпевало и её название. Так, например, в 1910-х годах появилась новая версия игры, которая называлась «Аукционной монополией» (англ. Auction Monopoly). Она несколько отличалась от оригинала, требовавшего покупать недвижимость по фиксированной цене.

Играя в модифицированную версию «Землевладельца», люди предпочитали менять названия предприятий на те, которые были характерны для их местности, и слегка корректировали правила на свой вкус (данная тенденция стала характерной и для «Монополии»).

В начале 20-х годов ХХ века некоторые люди начали пытаться получить прибыль от продаж собственной версии оригинала. Одним из них был Дэн Лейман, который хотел оформить патент на игру под названием «Увлекательная игра финансов» (позднее – просто «Финансы»). Ему не удалось этого сделать, поскольку его адвокат узнал о том, что все права на неё принадлежали Элизабет Мэги. Тогда Лейман решил получить права на переиздание, после чего начал продавать свою версию в качестве альтернативного игрового поля.

После того как срок патента Элизабет Мэги истёк в 1924 году, она решила зарегистрировать обновлённую версию своей игры, которая несколько отличалась от оригинала. (Так, например, она ввела жетоны, которые позволяли модернизировать предприятие и благодаря этому получать с него больше прибыли.)

Итак, какое же отношение ко всей этой истории имел Чарльз Дэрроу?

В 1932 году Дэрроу и его жена Эстер получили приглашение на ужин, проходивший в доме мистера Тодда, филадельфийского бизнесмена и квакера. Там им предложили сыграть в квакерскую версию «Землевладельца».

Мистер Тодд впоследствии вспоминал: «Первыми, кого мы научили играть в игру после того, как узнали о ней от Рейфордов, были Дэрроу и его супруга Эстер… Они никогда не видели ничего подобного раньше, поэтому проявили большой интерес к игровому процессу… Дэрроу попросил меня написать правила. Я выполнил его просьбу, проконсультировавшись перед этим с Рейфордом; я хотел убедиться, что не допустил никаких ошибок. Дэрроу пожелал получить две или три копии правил. Одну из них я оставил себе».

Дэрроу отчаянно нуждался в деньгах, чтобы вырвать свою семью из цепких объятий Великой депрессии. Слегка изменив правила и дополнения, созданные общиной квакеров, он начал нагло продавать самодельные наборы игры под уже существовавшим названием «Монополия», позиционируя их как собственное изобретение. Его личным вкладом в игру можно было считать художественное оформление и незначительную корректировку правил (последний момент до сих пор остаётся спорным). На самом деле Дэрроу даже не удосужился исправить ошибку, которую допустил Тодд в написании названия «Marven Gardens».

На удивление, его копии игры начали продаваться достаточно хорошо, и ему даже пришлось расширить свою деятельность. Параллельно он предлагал сотрудничество различным компаниям, однако мало кто из них проявлял интерес к его «Монополии». (В мае 1934 года предложение выкупить права на «Монополию» Дэрроу поступило и Милтону Брэдли, отцу американской индустрии настольных игр, однако он его отклонил.)

Тем не менее, после того как «Монополия» появилась на полках игрушечного магазина «FAO Schwarz» и стала самым популярным рождественским товаром 1934 года, ею заинтересовался Роберт Бартон из компании «Parker Brothers», которая на тот момент находилась на грани банкротства. Он решил выкупить права на игру. Бартон заплатил Дэрроу семь тысяч долларов (125 тысяч долларов в переводе на современные деньги) и помог оформить патент на «Монополию». Американцы, которые нищали под гнётом Великой депрессии, хотели хотя бы на пару часов забыться и ощутить себя промышленными магнатами, поэтому популярность игры Дэрроу неуклонно росла, и в течение первого года было продано около двух миллионов её экземпляров.

Вы, наверное, удивились тому, почему владельцы «Parker Brothers» не столкнулись с проблемами, связанными с нарушением закона об авторских правах. Дело в том, что вскоре после приобретения «Монополии» компания узнала об обмане Дэрроу и решила перезаключить с ним контракт, вынудив его предоставить ей права на всемирное издание игры.

К тому времени срок действия патента Элизабет на оригинальную версию игры «Землевладелец» (от 1904 года) истёк, что было только на руку «Parker Brothers». Однако патент, оформленный в 1924 году, ещё действовал. Тогда владельцы компании разыскали Мэги и выкупили у неё этот патент всего за несколько сотен долларов, при этом они оставили за собой право не выплачивать авторские отчисления в случае успешности продаж игры. Затем «Parker Brothers» произвели современную копию версии «Землевладельца» и отправили её Мэги, которая пришла от неё в неописуемый восторг. Она отправила письмо компании, в котором утверждала, что при виде игры её сердце встрепенулось, и в нём «зазвучала музыка». (Владельцы «Parker Brothers» продолжили скупать авторские права и патенты на другие версии игры, включая вышеупомянутые «Финансы» Леймана, чтобы в дальнейшем у них не возникло никаких проблем с законом.)

В конечном счёте, Элизабет Мэги узнала о «Монополии», и музыка в её сердце внезапно затихла. Женщину не волновала материальная сторона вопроса («Parker Brothers», кстати сказать, получала многомиллионную прибыль от продаж); она просто хотела, чтобы право на создание игры принадлежало исключительно ей, поэтому обратилась за помощью к прессе.

Жалобы Мэги на «Parker Brothers» так ни к чему и не привели, а все её просьбы были просто проигнорированы. Чуть позднее Бартон назвал игру «Землевладелец» «абсолютно бесполезной» для его компании.

Элизабет Мэги успокоилась лишь после того, как представители компании «Parker Brothers» согласились приобрести у неё две другие игры, «День распродажи» (англ. «Bargain Day») и «Королевская рать» (англ. «King’s Men»). Они также были проданы по ничтожной цене.

Мэги ушла из жизни в 1948 году. Владельцы «Parker Brothers» вздохнули с облегчением, думая, что правда о происхождении «Монополии» умерла вместе с ней. Всё это время они не прекращали твердить о том, что игру изобрёл Чарльз Дэрроу. Однако ситуация изменилась в 1973 году, когда компания начала судиться с профессором Ральфом Анспач из-за его «Антимонополии». В ходе судебного разбирательства Анспач и его адвокаты раскрыли всю правду о патентах Мэги. Тем не менее, сегодня все по-прежнему думают, что Дэрроу был настоящим изобретателем игры «Монополия», несмотря на существование доказательств обратного.

Загрузка...