Гороскоп. Гадания. Предсказания. Календарь. Праздники

Человек как часть общества является. Большая энциклопедия нефти и газа. Роль человека в обществе

  • Приступая к рассмотрению первого вопроса. следует отметить, что человеческое общество изучается многими науками: философией, социологией, политологией, историей и др. Каждая из них имеет свой ракурс исследования. Философия сосредоточивает внимание на том, что составляет сущность общества, каковы его характерные особенности, движущие силы, структурные элементы, взаимосвязи и взаимодействия между ними.

    Первые представления об общественной жизни людей уходят вглубь веков и тысячелетий. Научный же подход к обществу, к об­щественной жизни возникает лишь тогда, когда появляется наука как определенная система знаний людей о мире, то есть в период становления рабовладельческого строя. Многие мыслители древно­сти (Геродот, Фукидит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) стре­мились понять особенности общественной жизни людей, раскрыть прошлое и настоящее стран и народов, заглянуть в их будущее. Уже в древности были сделаны первые попытки (Платон, Аристотель) создать проект идеального государства будущего. В Средневековье, когда в общественной жизни Европы доминировали религия и цер­ковь, утверждается теологическая концепция общества. Такие бо­гословы, как Августин Блаженный, Фома Аквинский и др., представляли общество и общественную жизнь людей как результат волеизъявления бога, как его творение. Но наряду с этим, начиная с эпохи Возрождения, в новое и новейшее время складывается светская наука об обществе, т.н. "Философия общества", получившая в XIX века название "социология". Многие ученые Запада и Восто­ка вне еж свой вклад в создание этой науки. Их усилиями посте­пенно определился круг, вопросов и проблем, образовавших поле, исследования данной науки.

    Что такое общество? Когда и в силу каких причин оно возни­кло? Как оно устроено? Из каких структурных элементов оно сос­тоит? Прогрессирует оно, стоит на месте или регрессирует? Како­вы перспективы его развития? Иначе говоря, каково прошлое, на­стоящее и будущее человеческого общества? Вопросов, раскрываю­щих сущность общества, много, и ответы на них философы и соци­ологи дают отнюдь неоднозначные.

    Но прежде чем касаться этих вопросов, надо дать определе­ние самому понятию "общество". Обычно оно используется, когда речь идет о совместной жизни определенного множества людей, их кооперации и сотрудничестве. Но, как известно, совместную жизнь ведут не только люди, но и многие виды животных. Это, например, слоны, антилопы, обезьяны, живущие стадами, осы, пчелы, шмели, . муравьи, живущие большими семьями, стрижи, ласточки, пингвины, бакланы, фламинго, живущие стаями. В таком случае, естественно, возникает вопрос: чем общество людей отличается от того или иного объединения животных? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что такое общество, како­ва его структура, какова система взаимосвязи и взаимодействия тех элементов, из которых оно состоит.

    При этом надо акцентировать внимание на том, что общество непосредственно связано с человеком, с людьми. Общество - это сообщество людей. Абсолютно самостоятельно, отдельно от людей и без людей оно не существует и существовать не может. Сущест­вование и развитие общества есть результат совокупной деятельно­сти идей, это форма их жизнедеятельности. Но это вовсе не го­ворит о том, что общество представляет собой простую сумму ин­дивидов. Как известно, целое состоит из частей, но простой сум­мой частей оно отнюдь не является, поскольку обладает такими признаками и свойствами, которые частям могут быть и не прису­щи. Целое не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. Так и общество. Оно достоит из людей, но к их простой со­вокупности не сводится. Оно обладает таким признакам и свой­ствами, которые присущи только ему. Отдельным людям они могут не принадлежать, не иметь к ним прямого отношения. Так, социаль­ные законы, например, присущие обществу, к числу характеристик отдельных людей не относятся. Они не только не входят в струк­туру человека, а, напротив, сам человек находится в орбите дей­ствия социальных законов. Общество включает в себя также и та­кие связи и отношения (политические, правовые, нравственные, религиозные, дипломатические и др.), которые складываются и су­ществуют между социальными группами. Они возникают и поддержи­ваются только в совместной жизни и деятельности людей, лишь в совместных актах их социального поведения.

    Общество, иначе говоря, оказывается непосредственно свя­занным не только с людьми, но и с их деятельностью. Эта связь выражается прежде всего в том, что деятельность людей выступает как жизненная основа существования и развития общества. Ис­тория общества складывается из социальных событий, явлений и процессов, в которых деятельность людей воплощается, реализует­ся, находит внешние, результативные формы выражения.

    Но что такое деятельность? Какое содержание мы вкладываем в данное понятие? В самом общем виде деятельность можно опреде­лить как целесообразное воздействие субъекта на объект. Деятель­ность всегда связана с активностью субъекта, направленной на объект. В роли субъекта деятельности при этом выступает тот, кто осуществляет деятельность, то есть это человек или группа людей. В роле субъекта деятельности выступает то, к чему или к кому она прилагается, на что или на кого она направлена. Это предметы и явления окружающего человека природного и социально­го мира. Структуру деятельности образуют такие ее элементы, как цель деятельности, анализ ситуации, в которой предстоит дейст­вовать, план (идеальная схема) деятельности, сам процесс дея­тельности и ее результат. Причем, результат деятельности может и не совпадать с ее целью. Теоретическое объяснение этому кроется в том, что они лежат в разных плоскостях, . ибо цель субъ­ективна, а результат объективен, а объективное и субъективное могут и не совпадать. Исходя из сказанного, можно дать следую­щее развернутое определение деятельности. Деятельность - это такая форма активности человека, которая направлена на достиже­ние сознательно поставленной цели, на изменение и преобразова­ние окружающего природного и социального мира в интересах лю­дей.

    Человеческая деятельность всегда носит общественный харак­тер. Качество это она проявляет в силу того. что осуществляется группами ладей для достижения общих целей и результатов. Это и совместный труд, в процессе которого у людей вырабатывается общее отношение к жизни, определяется общие ценности, складыва­ются общие традиции и т.д. Это и политическая деятельность, в которой реализуются общие интересы, решаются общие задачи, до­стигаются общие цели. Без деятельности, и вне деятельности людей существование, функционирование и развитие общества невозможно. И если вдруг представить себе, что деятельность людей в силу действия каких-то причин прекратятся, то это будет означать, что прекратится и общественная жизнь людей, она станет просто невозможной.

    Все это свидетельствует о том, что деятельность людей выступает как специфический способ существования социального. На основе разнообразных видов деятельности (экономической, по­литической, правовой, производственной, торговой, нравственной, религиозной, семейно-бытовой и др.) (между людьми и социальными группами складываются определенные связи и взаимодействия. Эти связи и взаимодействия постоянно воспроизводятся в деятельно­сти ладей и носят устойчивый характер. Многие поколения людей сменяют друг друга, а тип связей, характеризующий данное обще­ство, остается тем же самым. Эти связи и взаимодействия и пред­ставляют собой общественные отношения, формы которых весьма многообразны. К общественным отношениям относятся экономические, политические, правовые, нравственные, религиозные, семейные, управленческие и др. Отдельно от деятельности, в отрыве от нее, сами по себе общественные отношения не существуют. Они образу­ют общественную корму выражения деятельности людей. Каждый че­ловек как член общества, класса, нации, государства, политиче­ской партии, социальной группы и т.п. включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как личность, как социальное существо. Когда человек рождается, он застает формы деятельности и общественные отношения уже сложившимися, санкционирующими. В процессе социализации на основе и посредством тех или иных форм деятель­ности он включается в них, осваивает их, переводит в свой внут­ренний опыт. Формы деятельности и общественные отношения, таким образом, связывают каждого человека с обществом, с окружающей социальной средой. Они выступают как средство включения индивида в общественную жизнь. Деятельность людей и общественные от­ношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их жизни.

    Завершая рассмотрение первого вопроса, можно дать опреде­ление понятие общество, которое как бы подведет итог предыдущим рассуждениям. Общество - это форма разумно организованной сов­местной жизнедеятельности людей и их социальных групп, объеди­ненных на основе соглашений общими целями и интересами. Оно представляет собой довольно сложное образование, которое вклю­чает в себя способ производства, политический строй, социальную структуру, определенную гамму социальных отношений, организаций семьи, общественное сознание. В совокупности эти признаки, характеризующие общество, отличают его от всех других систем ма­териального мира.

    Человеk - индивид, личноcть, индивидyaльноcть.

    Индивид (от лат. individuum - неделимое), первоначально - лат. перевод

    греч. понятия "атом" (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение

    единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд.

    человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

    Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа,

    человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

    Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч.

    индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

    Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ.

    условиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

    Ч. - совокупность всех обществ. отношений.

    1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.

    2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.

    3) сущностное понимание ч.

    4) целостное понимание ч.

    развитая индивидуальность->многообразие соц. качеств

    Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

    Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и грамоничности,

    естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало.

    Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных

    действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение.

    О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

    Простейшие требования нравственности (упомянуть).

    Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие.Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа поопределнию смысла жизни.

    Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

    функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

    Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках

    основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

    Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

    Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

    Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат

    субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны

    возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами.

    Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл

    созн образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

    Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,

    отношения, опосредованного формами, созданными предшествующим поколениями

    Прежде всего способностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

    Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно

    характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

    идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.Такое понимание имеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру.

    Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

    Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад

    все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки, следы...

    Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

    развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

    чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

    предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

    Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщенные

    образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

    Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его

    внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

    Человек отличается от природы наличием развитой психики. Есть она и

    у высших животных. Психич идеально и нематериально. Психическое есть

    символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку

    фрагментов внешнего мира. Природа психики символична, пример картины

    Рафаэля.одно и тоже может быть символами разных явлений. Аналогично

    при одинаковых нейрофиз процессов разные люди увидят разное, что

    говорит о неоднозначности соотношения мозга и психики. Психика есть

    нечто чисто человеческое, а отсюда чисто человеческое имеет

    специфическое символическое содержание. Непосредственно для чел

    психика выступает как явления ощущений, восприятий, представлений. в

    ходе взаимодействия в мозгу формируются динамические структуры, отр

    матер среду. Они обеспечивают отражение действ и явл регулятором

    процесса взаим чел со средой. Про системы Павлова.Формирование мозга.

    Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с

    решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия

    действительности. Матер основа мышления --- высшая нервная

    деятельность. М в некотором смысле отождеств в фил с психикой. М есть

    процесс оперирования образами чувственно-сенсит и понятийными.

    свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез

    и идей. Результатом всегда явл мысль. Позволяет, отправляясь от

    анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно

    непосредственному восприятию. М есть способность к акту умозаключения,

    логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема

    его моделирования. М не существует в отрыве от других психич

    процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление

    возникает в связи с общественным развитием, возникает в процессе

    деятельности. Оно имеет общ происхождение по особенностям

    возникновения, по способу функционирования и по результатам. М сущ-т

    лишь в связи с трудовой и речевой деят чел. Поэтому мышл

    осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в

    Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммукативную

    функции. может быть естеств и иск. Язык явление социальное как

    средство координации человеческой деятельности вместо инстинктов.

    вторая сигнальная система по Павлову. Язык есть средство накопления и

    фиксирования опыта и знаний. Только благодаря яз возможно абстрактное

    мышление, причем мыш и яз не тождественны, каждый обладает специф

    законами. Слово и понятие, суждение и предложение не всегда

    тождественны, правда, аналитическая фил и форм пыталась изучать фил и

    способы мыш исключительно благодаря анализу языка.

    Логику яз составляет синтаксис, смысл --- семантика, практ ---

    прагматика. Яз есть символическое выражение в звуке и письме псих

    жизни. Перв -- не разделяли слово и понятие, магия слова.

    Античность --- соотношение имени и имен реальности. Имя подражает

    сущности, язык возник на основе непроиз выражения эмоций. Язык как

    форма обществ договора. Христ бог --- слово даровано богом, первоначало.

    Лейбн--- формальный язык. НЕопозитивизм --- точность употребления

    слов, верификационизм. Слова обл смыслом только в контексте целого.

    Яз имеет функции выражения или обнаружения, воздействия с помощью

    призыва, отнесенности к вещи путем ориентировки или изображения.

    Концепция 1. Философия имени. Триада вещь --- сущность-идея---

    имя-слово.Связано с корреспон теорией истины. 2. Философия предиката.

    вместо сущности и идеи рассматриваются понятие и суждение.

    Когерентная теория. 3. Фил ценностных установок.прагмат теория

    истины. Проблема живости и изменения языка, приспособление его к

    нуждам и эволюция.

    Опять к сознанию. Это высшая, свойственная только человеку и связанная

    с речью функция мозга, заключающаяся в обобщении, оценивании и

    целенаправленном отражении и конструктивно--творческом

    преобразовании действительности, в предварительном мысленном

    построении действий и предвидении их результатов, в разумном

    регулировании и самоконтроле. Соз есть высшая форма психических

    отражений. Сознание обладает структурой. круг Иванова.

    Телесно-перцептивные возможности. Ощущения, восприятия и

    представления, первичная информация о мире, теле и взаимод с другими

    телами. главной целью и регулятивой бытия этой сферы явл полезность и

    целесообразность поведения чел тела окр мире.

    Логико-понятийные компоненты сознания. Выходит за пределы

    чувственно данного в сущностные области объектов. Гл целью и рег

    является истина. Сек1 и 2 --- левая половина сознания,

    внешне познавательная сост сознания.

    Эмоциональная компонента. Лишена непоср связи с внешн миром,

    сфера личностных, субъективно-психологических переживаний. 1)

    инстинктивно-аффектные состояния, те предчувствия, видения,

    галлюцинации, стрессы; 2) эмоции(гнев, страх, восторг); 3) чувства с большей отчетливостью иосознанностью, наличием обратной образно-визуальной связи (наслаждение, отвращение,любовь, симпатия).Гл ц и рег принципудовольствия.

    Ценностно-мотивационная компонента. высшие мотивы

    деятельности и духовные идеалы, способности к их формированию и

    творческому пониманию в виде фантазий, продуктивного воображения и

    интуиции всякого вида. Гл ц и рег --- красота, правда,

    справедливость. Сектор 3 и 4 --- ценностно-эмоциональная,

    гуманитарная сторона сознания, где предмет познания есть собственное я

    и другие я, их творческая самореализация в гуманитарно-символьном

    виде(музыка, живопись, архитектура итд).

    Суть восхождения духовной самости 1. этап протосознания,

    бессознательно телесно-аффектного существования индивида. 2. 1 и 3

    сектор начало формирования телесного я. 3.середина начало

    формирования сознательного я. 4. этап возникновения нравственного я 2

    и 4 секторы. 5. верх космическое сверхсознательное я.

    Источники сознания 1) внешний предметный и духовный мир; 2)

    социокультурная среда, общие понятия и ценности, идеалы, нормы права,

    способы познавательной деятельности; 3) духовный мир индивида,

    уникальный опыт жизни и переживаний; 4) макроструктурная природная

    система из множества нейронов, связей и тд; 5) космическое

    информационно-смысловое поле, квантово -механическая природа мозга,

    мозг берет для работы энергию прямо из вселенной, кожа --- механизм

    захвата энергии.

    Бессознательное--- совокупность психических состояний, явлений и

    действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не

    поддающихся контролю со стороны сознания. все бессознательное, в

    отличие от воспоминаний, не может быть усилием воли введено в сознание.

    Бессознательное --- явления, видения, сновидения, сомнамбулизм,

    невменяемость, инстинкты, автоматизмы. Автоматизмы и интуиция могут

    зарождаться в сфере сознания и переходить в бесс. Состояние бес

    отличают по степени близ к сознательному. Функция бес ---

    охранительная, уменьшение нагрузки на сознание и увели творческих

    Проблема сущности чел находится в центре фил учений о нем. Это

    объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение

    предмета и без этого невозможно вести разговор о его сущности,

    функциях, значении. в истории антропологии сущность чел, его отличие

    от животных объясняли, используя такие специфические качества, как

    плоское ногти, улыбка, ум, религия. При этом сущность человека

    пытаются определить исходя не из самого человека, а из внешних

    признаков, отличающих его от ближайшего вида, то есть как бы со

    стороны. Однако с методологической стороны это о подход не

    правомочен, так как сущность любого предмета определяется способом

    бытия этого предмета, внутренними законами его существования. К тому

    же не все отличительные особенности человека явл существенными.

    Такой субстанцией, отличающей чел от всего другого, является

    трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общ производства.

    Именно она лежит в основе сущности человека, при этом занимаясь

    трудовой деят, чел не может не вступать прямо или опосредовано в общ

    отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием

    общ произ развиваются и общ отношения. Собственное развитие индивида

    происходит по мере того, как он аккумулирует, осваивает и реализует всю

    совокупность общ отношений.

    При этом речь идет именно о совокупности общ отношений: материальных

    и духовных, идеологических, настоящих и прошлых. То есть понимать

    человека надо диалектически, его нельзя сводить лишь к человеку

    разумному, экономическому или играющему. он есть существо и

    производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и

    политическое одновременно. Аккумулирует весь спектр общ отношений

    и выражает этим свою соц сущность. Кроме того, чел --- дитя истории,

    он не взялся ниоткуда, а есть результат развития всего

    человеческого рода, частью которого он является.

    Кроме того, он и творец этих отношений и общ. Оказывается и

    субъектом, и объектом общ отношений. ТОждество и ед суб и об.

    Человек --- это микрообщество, а общ --- это человек в его общ

    отношениях. Социально-деятельная сущность человека. вне соц отношения

    и общения как формы их реализации чел не может стать чел.

    Но человек не сводим к своей сущности. в своем реальном проявлении

    она обнаруживается в его существовании. Сущность --- общая

    характеристика рода, то существование каждого индивида

    индивидуально. Это есть бытие индивида как целостного существа во

    всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Единство

    трех основных начал: биологического, социального и психологического,

    то есть биопсихосоциальный феномен. Уничтожив хоть один из этих

    факторов, мы уничтожим человека.

    Наиболее полное выражение проблема существования нашла в

    экзистенционализме. Трактуется как человеческое бытие, соотнесенное

    с трансцендентной реальностью, выходом за рамки

    индивидуально-реального мира. Конечность существования задана

    первоначально. В существовании живут вместе, но умирают в одиночку.

    Инд и общ рассматриваются как противопол образования, наход в

    конфликте. Подлинное существование --- индивидуальное бытие

    личности, ее свобода. НЕподлинное бытие -- бытие в обществе. Это

    позиция экз.

    откуда взявшегося плода.

    При этом надо помнить, что чел не может формироваться как личность

    без общ. Само сущние чел не возможно вне системы общ отношений, а его

    сущность невозможна без существования. При этом само существование

    невозможно без сущности, оно всегда существенно. Она присутствует в

    развивающемся существовании в виде семени, а не в качестве неизвестно

    откуда взявшегося плода.

  • Глава 3. Античная философия
  • 2. Натурфилософия и антропология древних греков
  • 3. Классическая древнегреческая философия
  • 4. Эллинистическая философия
  • 5. Римская философия
  • Глава 4. Средневековая философия
  • 1. Формирование средневековой философии, ее особенности
  • 2. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • 3. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм
  • 3. Арабо-исламская философия
  • 4. Византийская и еврейская философия
  • Глава 5. Философия эпохи Возрождения
  • 1. Характерные черты философии эпохи Возрождения и основные этапы ее развития
  • Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли
  • 3. Ренессансный платонизм
  • 4. Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
  • Глава 6. Философия Нового времени
  • 2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка
  • 3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
  • 4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
  • Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в.
  • Общая характеристика французского Просвещения
  • Деистическая философия
  • 3. Французская материалистическая философия, ее онтология и гносеология
  • 4. Учение французских материалистов о человеке и обществе
  • Глава 8. Немецкая классическая философия
  • Общая характеристика немецкой классической философии
  • 2. Философия Канта
  • 3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга
  • 4. Философия Гегеля
  • 5. Антропологический материализм Фейербаха
  • Глава 9. Марксистская философия
  • 1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности
  • 2. Единство диалектики и материализма
  • 3. Диалектико-материалистическая теория познания
  • 4. Материалистическое понимание истории
  • 5. Философия марксизма и современность
  • Глава 10. Русская философия
  • 1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии
  • Философия русского просвещения XVIII в.
  • 3. Славянофильство и западничество
  • 4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль
  • 5. Русский космизм. Философия русского зарубежья
  • Глава 11. Современная западная философия
  • 1. Неклассическая философия, ее особенности, направления и проблемы
  • 2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм.
  • 3. Философский антропологизм
  • 4. Религиозная философия. Экзистенциализм
  • 5. Философия постмодернизма
  • Часть 3. Современная философия
  • Глава 12. Бытие
  • 1. Категория «бытие» в истории философской мысли
  • 2. Бытие и его структурные образования
  • 3. Понятие материи в философии
  • 4. Движение как способ существования материи
  • 5. Пространство и время как формы существования материи
  • Глава 13. Природа
  • 1. Понятие природы в истории философской и научной мысли
  • 2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы
  • 3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность
  • 4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы
  • Глава 14. Сознание
  • 1. Проблема сознания в философии и науке
  • 2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания
  • Сознание, его сущность, структура и функции
  • 4. Самосознание и его формы
  • Глава 15. Теория познания
  • 1. Теория познания как раздел философии. Принципы диалектико- материалистической теории познания
  • 2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании
  • 3. Основные уровни и формы познания
  • 4. Проблема истины в философии
  • Глава 16. Методология научного познания
  • 1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
  • 2. Понятие метода и методологии. Соотношение всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов и методологий
  • 3. Методы эмпирического исследования
  • 3. Методы и формы теоретического исследования
  • Глава 17. Человек
  • Проблема человека в философии и частных науках: история и современность
  • 2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность
  • 3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности.
  • 4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение
  • Глава 18. Человеческое общество
  • 1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли
  • 2. Понятие человеческого общества
  • 3. Структура человеческого общества
  • 4. Полифункциональность человеческого общества
  • Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы
  • Понятие всемирной истории и единство исторического процесса
  • 2. Исторический процесс: его смысл и направленность
  • Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества
  • 1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества
  • 2. Общественное сознание, его сущность и структура
  • 3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества
  • Глава 21. Культура и цивилизация
  • Культура как объект философского и научного анализа. Понятие культуры
  • 2. Генезис культуры, ее структура, функции и закономерности развития
  • Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации
  • 4. Запад – Россия – Восток: диалог культур
  • Глава 22. Проблема ценности в философии
  • 1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
  • 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах
  • 3. Ценности личности и общества
  • 4. Ценности в современной России и мировом сообществе
  • Глава 23. Философия глобальных проблем современности
  • 1. Философия и глобальные проблемы современности
  • 2. Становление и сущность глобальных проблем современности
  • 3. Типология глобальных проблем
  • 4. Глобальные проблемы и будущее человечества
  • 2. Понятие человеческого общества

    Научное понимание общества обычно связывают с возникновением социологии, которая долгое время развивалась в рамках философии. В XIX в. сначала социалисты, а затем социологи стали изучать общество в качестве особой реальности. Оперируя понятием «общество», исследователи открывали особый аспект реальности – общественное, социальное бытие, не совпадающее с природным бытием и не сводимое к конкретным видам бытия человека и его природного мира. Рассмотрение общества как целостного организма, обладающего собственным бытием, раздвинуло традиционные границы его понимания и утвердило его в качестве понятия, отражающего общественную жизнь. Это понимание общества сформировалось во второй половине XIX в. в работах О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и других философов и социологов.

    В это время сформировалось два подхода к пониманию общества: номиналистическое и реалистическое. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отельные люди, а общество – это слово для обозначения совокупности людей. Реалисты же утверждали, что общество обладает собственным бытием и включает в свое содержание отдельных людей в качестве определенных компонентов.

    Для того чтобы избежать обеих крайностей, необходимо рассмотреть процесс познания общества как движение от единичного к особенному и общему. Каким же образом происходило постижение общества и выделение его структурообразующих компонентов?

    Первоначальное понимание общества, выработанное в обыденном сознании и затем перенесенное в философию и наук, гласило: общество есть совокупность людей. Действительно, без людей не может быть общества, поскольку именно люди образуют ядро общества. Вместе с тем это определение не указывает на связи и отношения, которые соединяют людей и тесно соединенные с ними другие общественные компоненты, входящие в единую целостную систему.

    Делая акцент на связях и отношениях при определении общества, Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» 1 . Уточняя данное понимание, он писал: «Общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях» 1 . Однако и такое понимание оказывается неполным и абстрактным, если его рассматривать с точки зрения восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении.

    Какова бы ни была форма общества, оно выступает не только как продукт взаимодействия людей между собой, но и как продукт взаимодействия людей с природой в ходе их трудовой деятельности. «Природа, – писал К. Маркс, – не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов, и т.д. Все это – продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Все это – созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания» 2 . Это означает, что в содержание общества входят и вещественные компоненты неорганической природы. О необходимости включения средств производства в содержание общества писал Ф. Энгельс К. Каутскому: «Говоря о средствах производства, ты тем самым говоришь об обществе, и о том именно обществе, которое определяется этими средствами производства. Средства производства точно так не существуют в себе, вне общества и без влияния на него, как не существует и капитал в себе» 3 . Таким образом, основными субстратными компонентами общества являются люди и материальные условия их существования, к которым относятся прежде всего средства производства.

    Об обществе как сверхприродной реальности писал П. Сорокин? К. Поппер признавал существование надындивидуальных «структур или моделей социальной среды» которые складываются независимо от желаний и стремлений действующих индивидов. Дж. Хоманс пишет о существовании таких надиндивидуальных структур, как нормы совместной деятельности, роли и институты.

    Специфика человеческого общества, как отмечают многие исследователи, проявляется в его признаках. И, действительно, обществу присущи признаки, которые не могут быть сведены ни к признакам его отдельных компонентов, ни к их суме. Они свойственны обществу как целому, как глобальному общественному организму. В каждую историческую эпоху эти признаки могут соединяться с особенными, свойственными каждой данной эпохе характеристиками общества. Если исчезнут инвариантные признаки общества, то это будет означать исчезновение самого общества.

    Важнейшими среди них являются, во-первых, производственная трудовая деятельность людей, благодаря которой создается феномен общественной жизни, отличающийся от природных систем. Во-вторых, в обществе действуют люди, одаренные сознанием, в то время как в природе воздействуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы. Наличие сознательного, духовного компонента в общественной системе предполагает свободу как отдельных людей, так и общественного целого. В-третьих, своеобразие человеческого общества выражается через категорию субъекта. Если в обществе на передний план выступают отношения между людьми, то в природе – отношения между вещами и их физическими свойствами, а также отношения в животном мире. При этом сущность субъекта выражается в виде совокупности определенных материальных производственных отношений. В-четвертых, обществу как системе присущи такие качества, как саморазвитие, самоорганизация и самоуправление. Благодаря им оно ведет себя определенным образом по отношению к окружающей природе, «поглощая» из нее вещество, энергию и информацию и специфическим образом трансформируя их в собственных интересах. Эти системные характеристики выражают специфику общественного образования как глобальной целостности.

    Выделенные характеристики дают возможность образовать понятие общества, позволяют говорить о качественно новом образовании по сравнению с природой, включающем в себя природные и социальные, материальные и духовные признаки. Человеческое общество – это высшая ступень развития материального мира, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, способом существования которого является производство социальных и природных условий жизни человека.

    Рассмотрение общества как определенной области бытия наряду с природой, как части материального мира позволяет решать как мировоззренческие, так и методологические проблемы социального и естественнонаучного познания. Прежде всего оно помогает раскрыть его взаимоотношения с другими системами окружающего мира, а также выявить основания внутреннего единства входящих в него компонентов.

    Рассмотрим основные теоретические модели общества основывающиеся на различном понимании природы человеческого общества. Их можно подразделить на договорную, натуралистическую, историко-материалистическую модели общества, каждая из которых имеет свои варианты.

    Договорная теория общества, сложившаяся на базе механистического мировоззрения, получила широкое распространение в XVII-XVIII вв. Представители этой теории (Гоббс, Локк, Руссо) утверждали, что первые люди находились в естественном состоянии, для выхода из которого они заключили между собой общественный договор и создали государство. Они считали общество искусственным образованием, возникшим благодаря сознательной воле людей, объединившихся ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Согласно этому атомистическому взгляду общество представляет собой сумму индивидов, связанных договором или конгломератом индивидов, связанных условными связями. Основание общества объяснялось соглашением людей между собой, общественным договором.

    Для этой теории были характерны следующие признаки: натурализм в понимании человека и его общественной жизни, идеализм, механицизм, абсолютизация личностного начала и роли разума в общественной жизни. В ней на передний план вышла государственная составляющая общественной жизни. В то же время договорная теория общества имела свое историческое оправдание как первая теоретическая модель, расчищающая путь для научного постижения общества. Она способствовала замене воли Проведения и силы традиции, внося в понятие общества сознательное, разумное начало.

    Натуралистическая модель общества имеет ряд вариантов (географическая, органическая, демографическая, психологическая), среди которых органическая занимает особое место и играет огромную роль в развитии философии и социальной науки. Органические представления являются продуктом XIX в. Широкое распространение получила та форма органицизма, которая была представлена позитивизмом. Здесь общество рассматривалось по аналогии с организмом. У истоков этой модели общества стоял О. Конт, но в наиболее полном и законченном виде она выразилась в трудах Г. Спенсера, Шеффле и Лилиенфельда. По мнению Спенсера, общество как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, развивается, умирает. Но наряду со сходством имеются и различия: в организме целое – цель, части – средство, а общество – только средство для людских целей.

    Общество, по мнению представителей этой теории, является естественно возникшим образованием, появившимся помимо воли человека. Поскольку общество представлялось по аналогии с организмом, то его сущность выяснялась, исходя из строения и функций организма. Так, исследователи сравнивали мозг с правительством, кровеносные сосуды с путями сообщения, кровяные шарики с деньгами и т.д.

    Заслуга органической теории состояла в том, что с точки зрения исторического момента она находит оправдание. Оно состоит в том, что в противоположность механистической договорной теории в ней учитываются внутренние силы общества, способные оказывать противодействие производимым экспериментам, а также преемственность и развитие. Понимание органической связи, статики и динамики предупреждает ошибки социальной политики, направленной на искусственное подавление назревших процессов и искусственно вызывающих еще неподготовленные новые явления.

    В середине XIX в. сформировалось материалистическое понимание общества и его истории, создателями которого были К. Маркс и Ф. Энгельс. Тем самым они вышли за рамки социологического натурализма, рассматривая общественную жизнь как единство природных процессов и человеческой деятельности. Марксистское познание общества начинается не с абстрактной деятельности или отношений, а с их реальных носителей, индивидов, находящихся в определенных природных условиях. Главным принципом являлось положение, что не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание. Считалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. В основе общественной связи людей лежит, по Марксу, система материальных производственных отношений. Суть материалистического понимания общества составляет положение о способе производства, который складывается объективно. Идеалом и целью истории марксисты провозглашали коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ассоциация тружеников.

    Модель Маркса ориентирована на выявление крупномасштабных блоков общественного организма: общественное бытие и общественное сознание, материальное производство, система социальных отношений, политическая и идеологическая надстройки. Выделение этих глубинных структур общества дает возможность понять его социальную природу, соотношение в обществе материального и духовного, выявить основные линии социальной детерминации. Значительный вклад в понимание общества К. Маркс внес благодаря тому, что обратил внимание на экономическую составляющую общественной жизни людей. Он показал, что общество как специфическое образование отличается от природы по следующим моментам: 1) по способу существования (производство материальное и духовное), 2) по содержанию (люди и созданный ими предметный мир), 3) по наличию в обществе духовных компонентов; 4) по социальным закономерностям. Вместе с тем в силу ряда причин Маркс не смог представить целостную теоретическую модель человеческого общества. В его работах чувствуются остатки механистического и органистического подходов к обществу.

    1. Общее понятие человека

    Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

    Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле. кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего. лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нес. Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от нес, а притягивает как магнит.

    Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных паук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы; Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем.

    История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело. качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая, с точки зрения христианства,- арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного света истины. Этим обстоятельством и обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, сколько приобщиться к высшей сущности - богу и тем самым обрести спасение в день страшного суда. Этому сознанию чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие.

    Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческой психики и деятельности. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

    Идеалистическая философия XIX - начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, в других же, напротив,- к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами, например Гегелем, который рассматривал индивида в контексте социально-исторического целого как продукт деятельного взаимодействия, в котором происходит опредмечивание человеческой сущности и весь предметный мир вокруг человека есть не что иное, как результат этого опредмечивания, все-таки целостного учения о человеке еще не было. Этот процесс в целом походил на состояние вулкана, готового к извержению, но еще медлящего, ждущего последних, решающих толчков внутренней энергии. Начиная с марксизма, человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной. Были заложены основные принципы диалектико-материалистической концепции человека, построение же гармоничного во всех отношениях здания цельной философии человека- это в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны - это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. . . Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.

    Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. Развитие трудовой активности глобально изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности - интуицию.

    Все это и означало появление нового биологического вида Homosapiens, который с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях - как человек разумный и как человек общественный. (Если глубоко вдуматься, то это, в сущности, одно и то же.) Подчеркивая универсальность социального начала в человеке, К. Маркс писал: «. . . сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Такое понимание человека подготовлялось уже в немецкой классической философии. И. Г. Фихте считал, например, что понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду. Л. Фейербах, создавший материалистическую концепцию философской антропологии, послужившую исходным началом для рассуждений Маркса о человеке, его сущности, тоже писал, что изолированного человека не существует. Понятие человека непременно предполагает другого человека, или, точнее, других людей, и только в этом отношении человек есть человек в полном смысле этого слова.

    Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к опыту, который индивид приобретает в течение своей жизни. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. При этом характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки подражали звукам тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это - яркий пример того, что человек в собственном смысле слова есть как бы постоянно действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельности. «Индивид,- писал К. Маркс,- есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни. - является проявлением и утверждением общественной жизни»". Сущность человека не абстрактна, как можно было бы думать, а конкретно-исторична, то есть содержание ее, оставаясь в принципе тем же социальным, изменяется в зависимости от конкретного содержания той или иной эпохи, формации, социально-культурного и культурно-бытового контекста и т. д. Однако на первом этапе рассмотрения личности ее индивидуальные моменты необходимо отходят на второй план, главным же вопросом остается выяснение универсальных ее свойств, с помощью которых можно было бы определить понятие человеческой личности как таковой. Исходным пунктом такого понимания является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения.

    Не претендуя на статус определения, суммируем кратко его (человека) сущностные черты. Тогда мы можем сказать, что человек - это разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения. При этом подчеркивание в человеке его социальной природы не имеет в марксизме того упрощенного смысла, что будто бы только социальная среда формирует человеческую личность. Социальное здесь понимается как альтернатива идеалистически-субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологические особенности. Такое понятие социальности, будучи, с одной стороны, альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с другой - не отрицает биологического компонента в человеческой личности, также имеющего универсальный характер.

    Определения общества

    В широком смысле – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    В узком смысле :

    • Население одной страны
    • Люди, объединенные общностью происхождения (дворянское общество)
    • Определенный исторический этап в развитии человечества (традиционное общество)
    • Группа людей, имеющих общие интересы (общество любителей собак)
    • Человечество в целом

    Общество является динамической системой, то есть такой системой, которая находится в постоянном процессе развития. Признаки общества как динамической системы:

    • Возможность изменения с течением времени
    • Реакция на изменения, происходящие в природе и мире
    • Самодостаточность
    • Связь всех компонентов – общественных сфер – между собой

    Сферы общественной жизни

    Сфера Характерные отношения Что включает
    Политическая Отношения, связанные с управлением обществом. Отношения человека и государства. Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр. Политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество; политическая идеология и культура.
    Экономическая Отношения в процессе производства, обмена и потребления. Отношения по поводу права собственности. Отношения в процессе предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства и экономики. Экономические системы; производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность, то есть производительные силы и производственные отношения
    Социальная Взаимоотношения социальных групп (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей) между собой. Социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья.
    Духовная Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.) Культура; искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр.

    Типы обществ

    Тип Традиционное Индустриальное Информационное, или постиндустриальное
    Краткая характеристика Преобладает сельское хозяйство и общинная форма собственности, используются ручные орудия труда, социальные структуры замкнуты Большая роль промышленности и ее преобладание над сельским хозяйством, общество делится на классы, многие люди переселяются в города, развита крупная промышленность, экономика базируется на частной и государственной собственности В экономике преобладает не тяжелая промышленность, а сфера услуг, высокое применение компьютерных технологий, смешанная экономика, стирание классовых различий
    Время и способ возникновения Переход от первобытности к цивилизации в ходе неолитической революции; примерно 4 тыс. лет до н. э. Промышленная революция в XVII−XVIII вв. Вторая половина 20 века – научно-техническая революция
    Главный фактор производства Земля Капитал Информация
    Главный продукт производства Еда Промышленные изделия Услуги
    Характер труда Ручной труд Механизация труда Автоматизация труда и компьютеризация, большая роль интеллектуального труда

    Природа

    Природа в широком смысле — естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желаний человека.

    В узком — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

    Признаки природы как динамической системы:

    • Непредсказуемость, нелинейность развития
    • Постоянное видоизменение
    • Возможность влиять на общество и темпы его развития
    • Наличие подсистем и отдельных элементов

    Глобальные проблемы

    Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба.

    Основные глобальные проблемы:

    • Терроризм
    • Проблема мира и разоружения
    • Экологическая
    • Сырьевая
    • Использование ресурсов Мирового океана
    • Мирное освоение космоса

    Биологическое и социальное в человеке

    Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.

    Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.

    Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.

    Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.

    Различают следующие этапы социализации:

    • Начальный - семья, детские дошкольные учреждения
    • Средний - школа
    • Завершающий - освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.

    Деятельность

    Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. К ней относятся игра, общение, творчество, обучение, труд.

    Характерные черты деятельности людей :

    • Общественный характер
    • Продуктивный характер
    • Преобразующий характер
    • Сознательный характер

    Структура деятельности:

    • Мотив
    • Методы
    • Средства
    • Процесс
    • Результат

    Виды деятельности:

    • Материально-производственная
    • Духовная
    • Познавательная
    • Ценностно-ориентировочная
    • Прогностическая

    Классификация деятельности:

    1. По субъекту: индивидуальная и коллективная
    2. По характеру: репродуктивная и творческая
    3. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная
    4. По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая, духовная
    5. По соответствию правовым нормам - законная и незаконная

    Мышление

    Мышление - активный процесс отражения объективно­го мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

    Типы мышления:

    Знаковое Связано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Для выражения результатов используется знаковая символика.
    Образное Задача дается в конкретной и наглядной форме.
    Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для ранних цивилизаций
    Теоретическое Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современности.

    Социальные группы

    Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

    Классификация социальных групп:

    • по численности
    • по характеру взаимодействия
    • способ организации и регулирования взаимодействия

    Межличностные отношения

    Межличностные отношения - взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.

    Общение - вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение - взаимные отношения, связь между людьми.

    Межличностный конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

    Варианты поведения при конфликте:

    1. Сотрудничество — предполагает поиск такого выхода, который полностью удовлетворил бы обе конфликтующие стороны без какого-либо ущерба для них
    2. Компромисс — несколько схож с сотрудничеством, однако при достижении компромисса сторонам приходится идти на уступки
    3. Приспособление — только одна конфликтующая сторона готова пойти на уступки – она как бы приспосабливается к интересам оппонента и не высказывает своего мнения, потому что боится дальнейшего усугубления конфликта
    4. Избегание — человек не высказывает свое мнение, не идет на уступки, а просто стремится выйти из конфликта, никак не пытаясь его решить

    Подростковый возраст

    Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

    Особенности:

    • Анатомо-физиологические изменения в организме – активизация и сложное взаимодействие различных гормонов
    • Конформизм – желание «влиться» в окружающую группу, не стать «белой вороной»
    • Стремление к самостоятельности
    • Переориентация с общения со взрослыми на сверстников
    • Учеба часто отходит на второй план, т.к. происходит переход к взрослой жизни, человек чувствует себя более самостоятельным и независимым

    Наука

    Наука - высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она является особой системой знаний и особым видом деятельности, направленным на получение новых знаний. Основная цель научного познания – изучение причин появления явления и закономерностей его проявления. Наука в современном обществе является катализатором прогресса, тесно связана с производственным процессом, также выполняет культурно-мировоззренческую функцию. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки - учёные - являются существенной частью социально активного населения. Также наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называется рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Научные данные сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

    Религия

    Религия – одна из форм удовлетворения духовных потребностей человека, вера в сверхъестественное (в Бога), совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность. Ее элементы – вера, учение, религия и церковь. К мировым религиям относятся те, которые распространились среди многих народов, живущих в разных странах и на разных континентах; на данный момент их три – христианство, ислам и буддизм.

    Главные функции религии:

    1. Мировоззренческая
    2. Компенсаторная
    3. Коммуникативная
    4. Регулятивная

    Мораль

    Мораль- совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям и самому себе. Гуманизм- принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, формирует их нравственный облик.

    Совесть

    Свобода совести представляет собой естественное право человека иметь любые убеждения и руководствоваться ими. Свобода совести включает в себя и свободу религиозных верований, так как является более широким понятием. Свобода совести является одним из естественных прав человека.

    Образование

    Образование — способ становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Его главная цель – приобщение к достижениям человечества. Система образования - это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

    Структура образования в РФ:

    1. Дошкольное образование
    2. Начальное образование (1-4 класс)
    3. Общее среднее (до 9 класса)
    4. Полное среднее (10-11 классы)
    5. Среднее профессиональное (обучение в колледжах, техникумах)
    6. Высшее профессиональное (обучение в вузах)

    Духовная жизнь

    Духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека в самореализации, нравственном совершенствовании, возрастании добра и красоты. Духовный мир человека – это его взгляды, ценности и идеалы, мировоззрение.

    Искусство

    Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.

    К духовной сфере жизни общества относятся:

    • Образование
    • Религия
    • Искусство
    • Моральные ценности
    • Чувства
    • Знания
    • Убеждения и верования
    • Цели и стремления

    Духовная культура создается в процессе духовного творчества. Культура выполняет следующие функции:

    1. Информативная
    2. Познавательная
    3. Коммуникативная
    4. Оценочная
    5. Социализирующая
    6. Регулятивная
    Загрузка...